Европейский суд по правам человека вынес сегодня решение по делу „Лари против Молдовы” и в очередной раз осудил страну за то, что расследование, проведенное по факту смерти 17-летней дочери истицы – Анны Лари, не было качественным и оперативным, передает IPN.
13 июня 1999 года 17-ленюю дочь истицы обнаружили мертвой от передозировки медикаментами в офисе одной из компаний. Согласно заключению судебно-медицинской экспертизы от 14 июня 1999 года смерть наступила в результате медикаментозного отравления. Также, на теле пострадавшей были обнаружены кровоподтеки на левой ноге, кровоизлияние в мембраны слизистой оболочки анального отверстия и влагалища, образовавшиеся за 30-40 минут до смерти. Следствие тогда пришло к выводу, что девушка хотела напугать своих родителей и приняла таблетки в надежде, что ее не станут ругать за то, что не ночевала дома; случайно, они приняла слишком большую дозу медикаментов. Об этом заключении мать девушки узнала только в 2004 года.
В 2005 году истица обратилась в Генпрокуратуру с жалобой на то, что ее не проинформировали об этом решении, что расследование было поверхностном и неэффективным, и потребовала пересмотра дела. В своем обращении она отмечала, что следствие рассматривало лишь версию самоубийства и не удосужилось изучить обстоятельства, при которых на теле ее дочери появились кровоподтеки, а также не сочло необходимым установить время приема медикаментов. Генеральная прокуратура распорядилось вернуть дело на дорасследование, так как установила, что следственные процедуры были прекращены после поверхностного и неполного расследования, без проведения судебно-медицинской экспертизы тела, без установления вещества, которым отравилась девушка; кроме того, следствие не установило, каким образом она получила это вещество и при каких обстоятельствах за 30-40 минут до смерти на теле появились повреждения.
Генеральная прокуратура передала уголовное дело из прокуратуры сектора Чентру в муниципальную прокуратуру, сославшись на то, что его рассмотрение затягивается. 20 февраля 2005 года истица получила ответ, в котором отмечалось, что расследование затягивается, так как лица, которых необходимо заслушать, находятся за границей. В 2012 году истица пожаловалась генеральному прокурору на неэффективность следствия, отметив, что ее не информируют о ходе расследования; тогда же ей ответили, что расследование проводится и что ей сообщает о принятом решении. Следующие жалобы на неэффективность расследования и невозможность осуществления своих прав остались без ответа.
Перед ЕСПЧ истица сослалась на ст. 2 Конвенции – право на жизнь и пожаловалась на то, что расследование было неэффективным и неоперативным. Суд единогласно признал нарушение статьи 2 Конвенции с процедурной точки зрения. Правительству Республики Молдова надлежит выплатить истице 12 тысяч евро в качестве возмещения морального ущерба и 2,1 тысяч евро в порядке погашения судебных издержек.