Никого не удивило то, что премьер-министр Санду быстро возобновила политический диалог на высоком уровне с Брюсселем. Авторитет новой власти устранил все старые барьеры. Состав правительства, состоящего из специалистов из диаспоры и гражданского общества, с преобладанием женщин, оказал положительный и вспомогательный эффект, пишет политолог Дионис Ченуша в аналитической статье для Агентства IPN.
Хотя ЕС никогда не исключал сотрудничество с властью, включающей демократов, создание коалиции между ACUM и социалистами стало облегчением для европейцев с нескольких точек зрения, комментирует политолог.
С одной стороны, он считает, что европейские институты могут быстрее и проще восстановить и углубить диалог на политическом и техническом уровне без демократов, чем с ними, находящимися у власти. Опыт ЕС с этой партией был, пожалуй, самым сложным в регионе и привел в том числе к нападкам на имидж европейских институтов, констатирует Дионис Ченуша.
Он добавляет, что правительство Майи Санду практически полностью состоит из проверенных проевропейцев, что устраняет возможные идеологические недоразумения, с которыми оно могло бы столкнуться, если социалисты заняли бы и другие министерства, кроме Министерства обороны.
С другой стороны, пишет Дионис Ченуша, ЕС понимает, что Майя Санду выступает за прозрачность и сотрудничество с гражданским обществом, ранее регулярно запуганным режимом Владимира Плахотнюка.
Чтобы сделать ставку на благотворное влияние гражданского общества, политический партизанат в пользу новой власти должен быть исключен как можно скорее, подчеркивает политолог.
По его мнению, это может стать полезной превентивной мерой против отклонений, которые могут возникнуть по разным причинам, таким как поиск консенсуса с социалистами по чувствительным темам. Кроме того, бдительное гражданское общество станет дополнительным фильтром для оценки реформ, включенных в европейскую повестку дня. Дионис Ченуша считает, что главной целью в отношениях ЕС-Молдова является предоставление макрофинансовой помощи в размере 100 млн. евро, для чего было выполнено техническое условие - возобновление отношений с МВФ и согласование транша в размере 46,5 млн. долларов.
Автор делает обзор обстоятельств, при которых была приостановлена финансовая помощь, напомнив, что незадолго до отмены голосования на местных выборах в Кишиневе летом 2018 года (IPN, 26 июня 2018 года), ЕС был на грани предоставления первого транша уже осенью того же года.
В реальности, власти (Prime, 30 марта 2018 года) и гражданское общество (CPR, 6 февраля 2019 года) имели противоречивые мнения о качестве внедрения, отмечает политолог.
Учитывая, что нынешний парламент отменяет проблемные законы (Закон о гражданстве за инвестиции, смешанное голосование и т. д.), как политические, так и отраслевые предпосылки начинают все больше соответствовать обязательствам перед ЕС, пишет в заключение Дионис Ченуша.