ЕС под председательством Голландии и намеки на Молдову

 

 
Страны Восточного партнерства, в частности Молдова, должны серьезно пересмотреть европейский вектор, чтобы максимально использовать принцип „дифференциации”, что позволит избежать скольжения в тень внешнеполитических приоритетов ЕС...

Дионис Ченуша
 

 

С января 2016 года Голландия приняла председательство в Совете Европейского союза, находясь в группе со Словакией и Мальтой. Каждая из трех стран будет председательствовать в Совете ЕС по 6 месяцев, до июня 2017 года. „Тройка” будет руководствоваться совместным планом председательства, соответствующего европейской программе. Эта программа содержит набор „конъюнктурных” приоритетов, таких как скорейшее и устойчивое решение кризиса беженцев. Кроме того, приоритеты отражают структурные проблемы, касающиеся восстановления экономического роста в ЕС, благосостояния европейских граждан или интеграции энергетического рынка ЕС. Приоритеты нового председательства охватывают и внешнеполитические цели. Они призваны лучше позиционировать ЕС на глобальном уровне, а еще больше направлены на преодоление многочисленных трудностей, которые непрерывно растут в непосредственной близости с ЕС. Несмотря на то, что Восточное партнерство или страны, подписавшие Соглашения об ассоциации с ЕС не указаны в совместном плане председательства, документ ссылается на важность пересмотра Европейской политики соседства и роли „дифференциации” в отношениях между ЕС и соседними странами.

Приоритеты „тройки”

Усилия Нидерландов, Словакии и Мальты будут ориентированы на следующие 5 основные приоритеты: 1) оживление экономики ЕС; 2) рост социально-экономического состояния европейских граждан; 3) интеграция энергетического рынка ЕС; 4) укрепление действий ЕС в области миграции и передвижения внутри Шенгенской зоны и др.; а также, 5) укрепление позиции ЕС в качестве мирового субъекта.

„Арка нестабильности” в соседстве с ЕС

Хотя ЕС имеет экономические и политические амбиции в Азии, Африке или других регионах, проблемы в ближнем зарубежье продолжают захватывать значительную часть внимания и ресурсов ЕС. Так, согласно документу „тройки”, ЕС сконцентрируется на устранение проблем, которые порождают „арку нестабильности” на границах Евросоюза, которая угрожает безопасности и европейским ценностям. Помимо проблем в южном соседстве (конфликты, нарушение прав человека и др.), в завуалированной форме делается намек на действия России в Восточной Европе – игнорирование принципов международного права и генерирование геополитического напряжения (дестабилизация Украины, аннексия Крыма и др.). В документе отсутствует, однако, любое упоминание, связанное с необходимостью снижения негативного влияния России на восточное соседство ЕС. Кроме того, игнорируются любые намеки на Восточное партнерство или страны, подписавшие Соглашения об ассоциации и DCFTA.

Делается намек на Молдову или нет?

Хотя в „тройку” входит Словакия, которая является активным сторонником европейской перспективы для Молдовы, общий план председательства не делает прямую ссылку на Молдову, Украину или Грузию, а так же на Восточное партнерство или Россию. Это определяется стратегическим характером документа, подготовленного Нидерландами, Словакией и Мальтой вместе с европейскими организациями. Однако, „тройка” намекает на страны Восточного партнерства и, соответственно, на Молдову, когда подчеркивает важность пересмотра европейской политики соседства и углубления принципа „дифференциации”. Документ председательства ясно говорит, что „дифференциация” станет ключевым элементом, который определит отношения ЕС со „странами-партнерами”. Таким образом, ЕС будет принимать во внимание прогресс, достигнутый странами-партнерами в выполнении обязательств перед ЕС, а так же политический интерес этих стран к европейской интеграции в целом. Исходя из этих соображений, необходимо понимать, что, скорее всего Молдова, но и другие страны европейского соседства, должны будут приложить усилия, чтобы быть заметными в Брюсселе, и меньше, наоборот.

Вместо выводов…

Программа „тройки” подчеркивает, что в повестке ЕС доминируют внутренние проблемы, а внешние рассматриваются в качестве угрозы для европейской безопасности и идентичности. Это приводит к усталости, страхам и, соответственно, подозрительности со стороны ЕС по отношению к „центрам нестабильности” в его соседстве. Исходя из этих соображений, страны Восточного партнерства, и, в частности, Молдова, должны пересмотреть серьезно европейский вектор, чтобы максимально использовать принцип „дифференциации”, который позволит избежать скольжения в тень внешнеполитических приоритетов ЕС.

 

 
Дионис Ченуша

 


IPN публикует в рубрике Op-Ed материалы авторов извне редакции. Высказанные ими мнения не обязательно совпадают с мнениями редакции. 

You use the ADS Blocker component.
IPN is maintained from advertising.
Support the Free Press! Some features may be blocked, please disable the ADS Blocker component.
Thanks for understanding!
IPN Team.