В сфере помощи, предоставляемой Европейским союзом (ЕС) сектору неправительственных организаций Молдовы, имеется потенциал, который может быть увеличен. Такое мнение высказал в интервью для Агентства IPN исполнительный директор Европейского фонда в поддержку демократии Ежи Помяновски.
„Иногда я советую моим коллегам из Европейской комиссии и других европейских учреждений сместить акцент с выделения денег на то, каким образом расходуются средства. [...] Моё предложение состоит в том, чтобы иметь эту же сумму, но для сотен небольших проектов, по 30 тысяч евро каждый. Это принесёт гражданскому обществу Молдовы гораздо большую пользу”, - полагает Ежи Помяновски.
Он считает, что помощь, предоставляемая для меньшего числа проектов, но с выделением более крупных сумм, даёт преимущество неправительственным организациям, давно заявившим о себе: „[...] Введение порога для проектов в виде минимальной суммы в 300 тысяч евро, по моему мнению, не принесёт Молдове какой-либо пользы, поскольку лишь 5 или 6 организаций с более широкими возможностями смогут подготовить заявки для таких проектов”.
Хотя Европа и в состоянии сделать больше для сектора неправительственных организаций Молдовы, Помяновски убеждён, что молдаване должны сами сделать своё „домашнее задание”.
„Конечно, мы в Европе можем делать больше. Но, в то же время, нам не следует ждать, что кто-то сделает домашнее задание за нас. В этом смысле мы также должны быть очень осторожными с той логикой, согласно которой гражданское общество работает, только если оно получает финансирование”, - заключает директор Европейского фонда в поддержку демократии.
Он пояснил, что в настоящее время ЕС оказывает больше помощи, чем в 90-е годы: „В начале 90-х Европейский союз оказал гражданскому обществу не такую уж большую поддержку. Сегодня, в рамках программ Восточного партнёрства, Европа больше инвестирует в гражданское общество”.
И, наконец, Ежи Помяновски предупреждает об определённых рисках, связанных с финансированием сектора НПО: „[...] Часть гражданского общества выглядит скорее как фирмы профессионального консалтинга, чем как подлинное гражданское общество, которое работает с людьми”, - отметил он в интервью для IPN.