Тарифы на электроэнергию на правом берегу Днестра выросли бы, по крайней мере, в два раза, если бы Кучурганская ГРЭС платила бы в полном объеме цену за природный газ, поставляемый компанией Тираспольтрансгаз. Такое мнение высказал директор Института рыночной экономики, экономический эксперт Роман Киркэ в рамках программы „Alb şi Negru” на портале „Unimedia”, отмечает IPN.
Роман Киркэ высказался по этому вопросу в контексте анализа механизма установления цен предприятиями левобережья Днестра на электроэнергию, отпускаемую правому берегу.
„С моей точки зрения, не Кучурганская ГРЭС диктует тариф, а эта пиявка Тираспольтрансгаз. Потому что Тираспольтрансгаз поставляет газ Кучурганской ГРЭС, а цена доставки на самом деле это рычаг, посредством которого приднестровские власти получают свою прибыль. Поскольку регион был лишен финансовой помощи со стороны Российской Федерации, они могут заставить Тираспольтрансгаз продавать Кучурганской ГРЭС газ по гораздо более высокой цене. И тогда ставится под угрозу поставки электроэнергии по текущим ценам. Кстати, как ни парадоксально, но мы стали зависимы от нынешних непрозрачных поставок с Кучурганской ГРЭС. Потому что если бы деятельность станции легализовалась бы, и платила бы по официальной цене за газ, то электричество было бы еще дороже, и тогда снова мы пожалели бы, что не сделали альтернативную взаимосвязь с Румынией”.
Эксперт рассказал и о функционировании нелегальных и коррупционных схемах формирования стоимости доставки электроэнергии.
„Получение электроэнергии за счет сжигания газа это дорогостоящая процедура. Это заметно по примеру ТЭЦ-1 и ТЭЦ-2 в Кишиневе. Кучурганская ГРЭС сжигает газ и продает нам электроэнергию. Когда она получает газ бесплатно или по „договорной” цене, она может продавать нам по текущей цене. Если бы станция генерировала электричество за счет законного сжигания газа, то цена была бы минимум в два раза больше, чем в настоящее время. Таким образом, в связи с тем, что ГРЭС не платит газ Тираспольтрансгазу, он не платит Молдовагазу, а Молдовагаз не платит Газпрому, и благодаря этому бесплатному газу, так сказать, мы платим меньше. Поэтому и говорю, что это парадокс. В связи с тем, что есть коррупция и есть Приднестровье, у нас есть электричество за счет сжигания газа, и только так можно платить по текущей цене. Мы имели бы двойную цену, если бы Кучурганская ГРЭС платила бы полную цену за газ”, - сказал Роман Киркэ.