В контексте перехода к Эстонии председательства в Европейском совете во второй половине 2017 года, министр иностранных дел Эстонии Свен Миксер осуществляет визиты во все страны Восточного партнёрства, декларируя политику соседства в качестве приоритета его страны. Глава эстонской дипломатии прибыл в Кишинёв 27 февраля.
---
– Почему Вы запланировали этот визит на настоящее время? Это было сделано для укрепления сотрудничества или чтобы изменить что-либо в развитии ситуации?
– Отношения между Эстонией и Молдовой были очень хорошими в течение последних 25 лет. Эстония всегда старалась помогать Молдове своим опытом и знаниями экспертов. Молдова была определена в качестве приоритетной страны для сотрудничества в области двустороннего развития. Кроме того, в соответствии с принципом ротации, во второй половине 2017 года к Эстонии переходит председательство в Европейском совете, а страны Восточного партнёрства и политика соседства приоритетны для Эстонии. Я поставил перед собой задачу посетить государства Восточного партнёрства до того, как к нам перейдёт председательство в Совете, чтобы увидеть, на каком этапе мы находимся в плане реформ и повестки дня Восточного партнёрства.
– На пресс-брифинге в Кишинёве Вы сообщили, что Эстония выделяет Молдове 1 миллион евро в год на проекты в области развития. Какие направления финансируются?
– Есть несколько проектов в секторе здравоохранения, в правовом секторе: были оцифрованы дела в судебных инстанциях, Молдове была оказана помощь в разработке платформы, которая отслеживает проведение реформ. Кроме того, Эстония предоставляет стипендии молдавским студентам.
– Вы являетесь первым официальным лицом Евросоюза, посещающим Молдову после инаугурации президента Игоря Додона, который критикует Соглашение об ассоциации. Какой видится извне полемика в Кишинёве между президентом, парламентом и правительством по поводу модели развития: европейской или евразийской?
– В Молдове существуют различные мнения касательно того, как должна проходить европейская интеграция, и каким должен быть уровень интеграции государства в европейские структуры. Нормальным было бы наличие единой позиции у всех представителей власти. Что касается Эстонии, то мы уважаем решения народа. Если Молдова хочет интегрироваться в ЕС, Эстония готова предложить помощь. Мы обсудили эти темы с премьер-министром, министром иностранных дел и президентом Республики Молдова, и совершенно ясно, что существуют разные представления о том, как Молдова должна двигаться вперёд в плане реформ и европейских устремлений.
Молдова уже получает выгоды от Соглашения об ассоциации, либерализации визового режима и определённых реформ. Реформы полезны для молдавских граждан и экономики страны. Реформы не следует проводить лишь потому, что есть определённые требования со стороны ЕС, их нужно проводить ради собственной выгоды. И решения по этому поводу принимают молдавские избиратели, а также лидеры, которых они выбирают.
– Прибалтийские страны, в том числе Эстония, нашли решения, чтобы защитить себя от внешнего давления. Что может сделать в этом смысле такое государство, как Республика Молдова, которая не является членом НАТО или ЕС?
– Частью стратегического информирования является разъяснение своим гражданам того, почему реформы необходимы, и как они вносят вклад в развитие государства. Молдова должна решить, какой геостратегический курс лучше всего подходит для развития страны, а затем работать для достижения этих целей. Этот путь никогда не является лёгким. В Эстонии, прежде чем страна стала членом ЕС, была реализована значительная программа реформ, однако имелся национальный консенсус, присутствовало убеждение в том, что осуществлять реформы выгодно для страны, для экономического роста и для будущих поколений. Желание стать членом ЕС был национальным устремлением, стоявшим над обычной политической борьбой. Думаю, что если вам удастся превратить европейскую интеграцию в нечто, стоящее над политическим ландшафтом, то вы сможете избавиться от нежелательных внешних воздействий.
– Одной из проблем, с которыми сталкивается Молдова, является пропаганда в средствах массовой информации, особенно со стороны Российской Федерации. Как борется с пропагандой Эстония?
– Мы боролись с российской пропагандой на многих фронтах, но я думаю, что ситуация у нас была иной. Не думаю, что кто-нибудь когда-нибудь рассматривал вариант, что Российская Федерация более привлекательна, чем в Европейский союз. Доминирование пропаганды и её психологическое воздействие мы увидели задолго до того, как вошли в моду борьба с ложными новостями и концепция пост-правды. Эта борьба асимметрична, ведь ты не можешь бороться с ложью при помощи собственной лжи. Думаю, нам надо прилагать усилия к тому, чтобы сохранить наши моральные ценности, а единственным оружием против лжи является правда. В борьбе за информационное доминирование нужно знать своего противника. Недостаточно защищаться и опровергать всю тиражируемую ложь, нужно выявлять оппонентов и раскрывать их тайную повестку дня. Нужно показывать людям, что у вас есть высокий моральный уровень и более сильные аргументы.
– Два других прибалтийских государства, Литва и Латвия, имеют посольства в Молдове. Входит ли в планы Эстонии открытие дипломатической миссии в Кишинёве?
– Мы хотели бы иметь посольства во всех государствах и, конечно же, во всех европейских странах, но мы маленькая страна с населением 1,3 миллиона человек, и существуют финансовые и кадровые ограничения, но мы должны проявлять творческий подход. В настоящее время в Молдове присутствует эстонский дипломат, который работает через посольство Великобритании, и я думаю, что это решение позволяет нам использовать ресурсы максимально эффективно.
Мы присутствуем в Молдове и посредством эстонцев, работающих в международных организациях, оказывая консультационные услуги. Думаю, что таким образом мы имеем возможность поддерживать наше присутствие, используя имеющиеся у нас ресурсы для проектов в области развития, описанных ранее. В настоящее время у нас нет планов перехода на следующий дипломатической уровень, но мы довольны тем, что можем поддерживать наше присутствие в его нынешнем формате.
---
Свену Миксеру 43 года. Пост министра иностранных дел Эстонии он занимает с ноября 2016 года. Он был министром обороны в двух предыдущих правительствах, в 2002–2003 и 2014–2015 годах. Он занимал пост председателя Социал-демократической партии Эстонии в 2010–2015 годах. В 1999–2014 годах он был депутатом в эстонском парламенте.
Дан Каранфил, IPN