„Дорожная карта” ЕС для послевыборной Молдовы: три основных составляющих, OP-ED

 

 


Результаты президентских выборов, независимо от рисков, которые, как может показаться, они несут, в действительности следует рассматривать как возможность повысить эффективность процесса европейской интеграции в Молдове...

 

Дионис Ченуша
 

В 2016 году подход Европейского союза к Молдове стал более предметным и динамичным. Более активная поддержка со стороны ЕС присутствовала, несмотря на многочисленные внутренние кризисы (проблема беженцев, Brexit и т.д.) и большой кризис имиджа Евросоюза внутри Молдовы, ставший следствием дискредитации европейского вектора коррумпированными властями. В год, критический как для Молдовы, так и для ЕС, последний играл несомненно конструктивную роль, поскольку впервые применил самый жёсткий элемент постановки условий – заморозил европейскую помощь. Более того, Евросоюз примкнул к тому огромному давлению, которое оказывали внутри страны протестные группы и гражданское общество.

Столь же активную позицию Брюссель должен сохранить и после президентских выборов, независимо от их результатов. Ведь проблемы, с которыми сталкивается европейская интеграция, могут умножиться. Потому „дорожная карта” Евросоюза для Молдовы должна включать в себя три основных элемента. Во-первых, особое внимание следует уделить демократизации Молдовы, которая буксует из-за высокой частоты политических кризисов, компрометации государственных институтов и явления „захваченного государства”. Во-вторых, ключевое значение имеет ускорение мер по выполнению и реализации потенциала Соглашения об ассоциации – как политической, так и экономической его части. Не в последнюю очередь, диалог между Брюсселем и Москвой касательно поиска путей сотрудничества между ЕС и Евразийским экономическим союзом не должен затрагивать отношения ЕС со странами, подписавшими соглашения об ассоциации – Молдовой, Грузией и Украиной.

Демократизация Молдовы

Недостатки молдавской демократии стали ещё более заметными в последние годы. Эти дефекты проистекают из „колонизации” и подчинения государственных учреждений, ни являются следствием давления и конфронтации между различными политическими силами. Как бы то ни было, политизация учреждений является видимой частью проблемы, в то время как скрытой её частью становятся низкий иммунитет и размывание на центральном и местном уровнях позитивной репутации учреждений и всего госсектора, которые очень легко могут стать жертвами влияния тех партий, которые приходят во власть.

В этой сложной для стабильности демократии в Молдове обстановке ЕС должен активизировать действия по поддержке демократических и гражданских институтов, которые очень нерешительны и разобщены. Достижение этих целей – задача вовсе не простая, учитывая, что наиболее надёжна и устойчива та демократия, которая выращена внутри страны, а не импортирована из-за рубежа. Поэтому Евросоюзу следует как можно скорее начать применять в отношениях с Молдовой План действий в области прав человека и демократии, который был утверждён 20 июля 2015 года. Конечно, цели этого Плана действий должны быть адаптированы к местным потребностям и проблемам Республики Молдова. Аналогичные действия запланированы ЕС в качестве неотъемлемой составляющей своей внешней политики, но особенно важны для таких стран, как Молдова, добившихся продвижения в отношениях с ЕС, но пока не имеющих перед собой чёткой европейской перспективы. Приоритеты ЕС в отношении Молдовы включают в себя: борьбу с коррупцией; добропорядочность и прозрачность государственных учреждений (центральных и местных); укрепление демократических институтов (судебной и избирательной систем); расширение возможностей гражданского общества и создание благоприятных условий для средств массовой информации; создание инклюзивного общества, основанного на принципах недискриминации и обеспечения гендерного равенства. Эти цели в точности соответствуют молдавским реалиям.

Однако проблема демократизации Молдовы зависит от основательности действий, предпринимаемых европейцами, и от доверия к местным партнёрам, с которыми сотрудничает ЕС.

Таким образом, с одной стороны, Евросоюз должен проявлять прагматичность в таких непредсказуемых странах, как Молдова. Инструменты для постановки условий должны быть встроены в приоритеты демократизации и наоборот. Поэтому, где это возможно, отраслевые реформы должны включать в себя компоненты, обеспечивающие демократизацию. Это облегчит возможность задействовать инструменты постановки условий.

С другой стороны, ЕС нуждается в заслуживающих доверия партнёрах, как во властных структурах, так и в гражданском обществе. Ключевым аспектом в этом смысле является незапятнанная репутация, которая должна быть проверена временем. Ведь с проблемой низкого уровня доверия населения сталкиваются не только государственные учреждения, но и гражданское общество в целом. Таким образом, роль ЕС заключается не только в расширении возможностей гражданского общества, но и в поощрении прозрачности и восстановлении имиджа неправительственного сектора. Без гражданского общества, воспринимаемого общественностью в качестве добропорядочной и заслуживающей доверия силы, Евросоюзу будет сложнее продвигать чувствительные темы (недискриминация, равенство полов) и, соответственно, оказывать необходимое давление на власти страны.

В любом случае, судя по ходу президентской кампании, особых усилий со стороны ЕС и других партнёров Молдовы по развитию требуют три направления. Во-первых, важно укрепить позиции журналистики, специализирующейся на антикоррупционных расследованиях, одновременно обеспечив ей доступ к информации, представляющей интерес для общества. Политический класс и политизированные госучреждения относятся к такой возможности сдержанно. Во-вторых, обеспечение прав и расширение возможностей женщин, особенно в сельской местности, должны стать безотлагательным ответом на сексистские и женоненавистнические нападки в отношении женщин-кандидатов в президенты (особенно Майи Санду), имевшие место в ходе предвыборной кампании. И, не в последнюю очередь, необходимы оценка, возрождение и укрепление имеющихся в Молдове механизмов по борьбе с дискриминацией, чтобы обеспечить лучшую защиту уязвимым группам (женщинам, сексуальным меньшинствам), превращённым в предвыборные мишени консервативными силами общества (в частности, пророссийскими партиями и представителями религиозных учреждений, подчинённых Русской Православной Церкви).

Контроль за выполнением Соглашения об ассоциации

Европейскую интеграцию и выполнение Соглашения об ассоциации следует продолжать в ускоренном темпе. Ведь после президентских выборов 2016 года предстоят очередные парламентские выборы 2018 года (вероятность досрочных выборов мала). Потому возможности, которые предоставляет европейская интеграция, следует расширить и диверсифицировать, а рядовые граждане также должны стать бенефициарами реформ, наряду с (и ни в коей мере не в меньшей степени, чем) госслужащими, судьями и другими категориями лиц, приближенных к госучреждениям. Наконец, выгоды от Соглашения об ассоциации должны максимально глубоко и широко проникнуть в общество. Поверхностные изменения должны быть в обязательном порядке заменены глубинными.

Для того, чтобы реформы производили качественные изменения, действия властей нужно активно отслеживать, а механизмы Соглашения об ассоциации, которые задействуют гражданское общество (Платформа гражданского общества, Местная консалтинговая группа), должны регулярно контактировать с представителями ЕС, в первую очередь в Кишинёве, но также и в Брюсселе. Очень важна способность Евросоюза, как и его местных партнёров (гражданского общества), прогнозировать ипредотвращать кризисы, будь то политические, экономические или отраслевые. Эта задача актуальна и в случае борьбы с присутствующим в Молдове явлением „захваченного государства”, реальность которого подтверждается влиянием на руководство страны со стороны олигарха Владимира Плахотнюка, роль которого, по его собственным словам, состоит лишь в стабилизации страны (Reuters, 11 ноября 2016 г.).

Отношения ЕС с Россией и Евразийским экономическим союзом

Интересы стран, подписавших соглашения об ассоциации с ЕС, необходимо уважать и поощрять, особенно с учётом того, что Россия сохраняет своё давление на них (поддержка сепаратизма, торговые барьеры, пропаганда в средствах массовой информации).

Возможные переговоры между ЕС и Евразийским экономическим союзом при посредничестве России (IPN, 7 ноября 2016 г.) должны учитывать положение стран, лежащих между ними, в которых демократические институты слабы, ещё находятся на переходном этапе и испещрены трещинами вследствие частых политических кризисов. В то же время, в этих странах наблюдается растущая заинтересованность пророссийских сил в пересмотре Соглашения об ассоциации с ЕС в пользу режима асимметричной свободной торговли с Евросоюзом, существовавшего ранее. Те же голоса предлагают отказаться от обязательств касательно гармонизации законодательства и даже политической ассоциации с ЕС – из-за их несовместимости с местными традиционными ценностями. Избирательная кампания по выборам президента Молдовы была насыщена предложениями, скорее соответствующими сближению с Россией, нежели решительному принятию на вооружение европейской модели развития.

Независимо от обстоятельств, Брюссель должен будет отвергнуть те условия или то вето, которое могут наложить Россия или Евразийский экономический союз на диалог ЕС со странами, подписавшими Соглашение об ассоциации и об УВЗСТ (то есть с Молдовой, Грузией и Украиной). Любое проявление гибкости и/или слабости в отношениях с Россией усилит пророссийские силы в этих странах и будет истолковано как предательство сторонниками европейского вектора.

Вместо заключения

Демократизация, углубление реформ и умножение преимуществ для обычных граждан, как и правильное геополитическое позиционирование, являются основными компонентами „дорожной карты”, которая необходима ЕС в отношениях с Молдовой. Одновременно с этим, европейцы должны побороть явление „захваченного государства” и  оказать поддержку реформам, направленным на модернизацию страны, которые включены в европейскую повестку дня, и многие аспекты которых подвергаются критике со стороны пророссийских сил.

План действий по демократизации, запланированный, в том числе, и для Молдовы, должен получить широкое отражение в Повестке дня ассоциации, быть тесно увязанным с её положениями и, соответственно, с реформами в различных секторах. В таком случае механизм постановки конкретных условий можно будет задействовать чаще и эффективнее.

Наконец, результаты президентских выборов, независимо от рисков, которые, как может показаться, они несут, в действительности следует рассматривать как возможность повысить эффективность процесса европейской интеграции в Молдове.

 
Дионис Ченуша

 


IPN публикует в рубрике Op-Ed материалы авторов извне редакции. Высказанные ими мнения не обязательно совпадают с мнениями редакции. 

You use the ADS Blocker component.
IPN is maintained from advertising.
Support the Free Press! Some features may be blocked, please disable the ADS Blocker component.
Thanks for understanding!
IPN Team.