Когда Республика Молдова стала независимой, люди не умели проявлять инициативу и все еще ждали, чтобы кто-то отдавал им приказы. Это отзвук советского периода, когда все действия были продиктованы единым командным центром. Это мнение доктора хабилитат исторических наук Валентина Константинова, и оно было изложено во время интервью для Информационным агентством IPN. По словам историка, весь Советский Союз опирался на террор и репрессии как на единственный способ сохранения власти.
Историк Валентин Константинов говорит, что сразу же по прибытии в Бессарабию советы подавили любые следы румынского присутствия и привили коренному населению чувство страха и неполноценности.
„В 1944 году вместе с румынской армией Бессарабию покинули все представители румынской администрации, вплоть до последнего секретаря примэрии. За несколько недель до войны было решено арестовать всех, кто сотрудничал с румынской администрацией периода нахождения Бессарабии в составе Великой Румынии. В Советском Союзе было единство мышления, но пришел Хрущев и разоблачил Сталина, пришел Брежнев, и осудил Хрущева за волюнтаристские действия в экономике. Только Сталин не разоблачил Ленина, хотя большими друзьями они не были”, - отметил Валентин Константинов.
Хотя в советское время террор был обычным явлением, пропаганде удалось создать у населения иллюзию благополучия и стабильности. Все руководители Советского Союза пытались удержаться во власти с помощью репрессий, а это явление длилось десятилетиями, - сказал историк.
„В то время мало что было известно о репрессивных действиях. Пропаганда была такая, что все прикрывала. Когда в Москве взорвалось метро, произошел теракт, но все было сокрыто. Только вот в лице Хрущева люди ожидали чего-то другого, той оттепели, но не тут-то было. В годы гражданской войны в России царила беспредельная анархия, бесчинство. Надо навести порядок. Но как? Через террор! Они ликвидировали любую демократию, чтобы не потерять власть”, - подчеркнул доктор хабилитат исторических наук.
Валентин Константинов считает, что молдавскому обществу еще предстоит пострадать от последствий принадлежности к Советскому Союзу, так как советский период лишил людей всякой гражданской инициативы.
„У нас нет людей, способных перенять инициативу, у нас есть люди, ожидающие приказов из центра. Так произошло и в случае с нашей Независимостью, когда в одночасье люди проснулись независимыми и не знали, кто им отдаст приказы”, - сказал также доктор исторических наук.
Интервью на тему „Откуда исходит и какие последствия производит ностальгия по автократическим и диктаторским правителям СССР?” организовано Информационным агентством IPN в рамках проекта „100 лет СССР и 31 год без СССР: ностальгия по химерам”. Проект реализуется при поддержке немецкого Фонда Ханнса Зайделя.