Действия Генеральной прокуратуры по некоторым резонансным делам являются либо слабыми, либо противоречащие закону, констатирует Институт европейских политик и реформ (ИЕПР) в анализе деятельности прокуратуры в 2020 и 2021 годах по резонансным делам, передает IPN.
Эксперты ИЕПР констатируют нарушение положений Закона о прокуратуре в части, касающейся предоставления пособий прокурорам в отставке, а также положений Уголовно-процессуального кодекса, в частности ст. 274, в том числе в том, как прокуратура отреагировала на ходатайства против Игоря Додона.
Также отмечается отсутствие действий по резонансным делам, „с вовлечением публичных лиц, в том числе сомнительных лиц, таких как Вячеслав Платон”. Несмотря на то, что были соблюдены условия применения превентивных мер к нему, они небыли применены и Платон покинул Республику Молдова.
Прогресс в выяснении эпизодов, связанных с банковским мошенничеством, является незначительным. Хотя объективно существуют ограничения в процессе прослеживания имущества, находящегося за пределами страны и требующего дополнительных усилий, в том числе переговоры по международным соглашениям, создание совместных расследовательских групп, формулирование поручений о производстве процессуальных действий, репатриация незаконно полученных средств, в рамках действий по уголовному преследованию не удалось в течение полутора лет добиться экстрадиции Владимира Плахотнюка и Илана Шора.
Эксперты ИЕПР считают, что то, как был применен закон прокуратурой и генеральным прокурором, должно быть предметом анализа их деятельности за последние полтора года. В частности, речь идет о том, как были расследованы громкие дела с последствиями для общества, „с участием таких людей, как Вячеслав Платон, Илан Шор, Владимир Плахотнюк, Игорь Додон”. Предстоит проанализировать и законность действий, предпринятых генеральным прокурором, в частности, в отношении почетной отставки бывшего начальника ПБОПОД Николая Китороагэ.
Дела, которых органы прокуратуры расследовали и передали в судебные инстанции необходимо рассмотреть в приоритетном порядке, с участием руководства Суда Кишинева, а также Апелляционного суда Кишинева. Быстрое расследование обеспечило бы результаты, в том числе применение конфискации имущества, на которое применен арест.
ИЕПР рекомендует продолжить усилия по переговорам и внедрению двусторонних соглашений по обмену данными, совместным следственным группам, репатриации имущества, а также экстрадиции лиц, уклоняющихся от уголовного преследования. А также получение ГП, АКП, ПБОПОД, НЦБК и Агентством по возвращению активов, добытых преступным путем (ARBI) навыков быстрой формулировки заявок на международное юридическое сотрудничество в уголовных делах, включая формулировку заявлений, представление и перевод материалов для заявок, установление контактных пунктов.
Такое мнение было разработано в рамках проекта ИЕПР „Укрепление устойчивости к системной клептократии в Республике Молдова”, при финансовой поддержке Фонда Сороса в Молдове.