Дела, связанные с событиями 7 апреля, затягиваются в связи с утратой доказательств, адвокаты
Дела, связанные с событиями 7 апреля 2009 года, затягиваются, потому что потерпевшим с самого начала совали палки в колеса, утверждают два адвоката, защищающие в суде интересы избитых молодых людей. По словам адвокатов, уголовное следствие было возбуждено только спустя полгода после протестов, а за это время исчезли все доказательства, признаки пыток, тогда как виновники, то есть полицейские, избившие молодых людей, сменили между тем место работы и другое, передает Info-Prim Neo.
В ходе заседания "круглого стола", посвященного изъянам и результатам расследования случаев пыток, отмеченных в результате событий 7 апреля 2009 года, адвокат Олеся Дорончану заявила, что дела начали рассматриваться поздно, поскольку первоначально предпринимались попытки замять ситуацию.
"Я почувствовала затягивание рассмотрения уголовных дел с момента подачи жалоб. Потерпевшие начали подавать жалобы, как только вышли из комиссариатов полиции. Первой проблемой было то, что мы не знали, где их регистрировать, в Генеральной прокуратуре, военной прокуратуре или муниципальной прокуратуре. Первым изъяном, связанным со временем, был пинг-понг с этими жалобами, то есть вопрос о том, кто их должен рассматривать, какой прокурор обладает соответствующей компетенцией", - сказала Олеся Дорончану.
По ее словам, с момента регистрации жалобы и до вызова человека для дачи показаний проходило очень много времени. Вторая проблема заключалась в том, что прокуроры просили у жертв давать разъяснения в качестве подателей жалобы, а не потерпевшей стороны. Не было возбуждено ни одного уголовного дела, в рамках которого велись бы следственные действия.
"Они в действительности вызывали жертв для предоставления объяснений. И все их действия за 2-3 месяца были на уровне проверки. Затем, после проверки, прокуратура пришла к заключению, что нет оснований для возбуждения уголовного дела", - сказала Олеся Дорончану.
Адвокатам пришлось потерять 2-3 месяца, чтобы использовать пути обжалования. В конце концов, после прохождения многих путей, судья по уголовному преследованию приходил к выводу, что расследование прокурора не эффективно. После этого дела возвращались в прокуратуру, а уже потом возбуждались уголовные дела и начинали расследоваться случаи жестокого обращения. "Между тем прошли месяцы, мы начали уголовное следствие в сентябре-ноябре. Спустя полгода после события, когда исчезли все доказательства, когда каждый сотрудник успел перевестись, о телесных повреждениях не было и речи, они исчезли", - посетовала адвокат.
Другая адвокат, Наталья Молошаг, рассказала, что и следствие шло очень трудно, поскольку очень многое зависело от поведения участников процесса правосудия – адвокатов, прокуроров, подсудимых, потерпевших, равно как и от поведения судей. Кроме того, в рамках очень многих дел свидетели не являлись на заседания или же заседания откладывались из-за отпусков адвокатов или наступления зимних праздников.
Исполняющий обязанности руководителя Управления правительственного агента при Министерстве юстиции Лилиан Апостол уточнил, что затягиваются не только дела, связанные с событиями 7 апреля 2009 года, но и вообще все дела. По словам представителя министерства, это происходит из-за недостатка судей, множества жалоб, неупорядоченности некоторых процедурных элементов. "Не думаю, что проблема затягивания дел связана с 7 апреля, это более широкая проблема. Дела как затягивались до 7 апреля, так и продолжают затягиваться после этого", - констатировал Лилиан Апостол.
Согласно данным Генеральной прокуратуры, в связи с событиями 7 апреля 2009 года прокуроры рассмотрели 108 жалоб, в том числе в 32 случаях прокуроры сами начинали расследования. В 58 случаях были возбуждены уголовные дела. В том числе 27 уголовных дел в отношении 44 полицейских были переданы в судебные инстанции. В шести случаях уголовное преследование было прекращено, в других 25 случаях было решено приостановить уголовное следствие, поскольку не удалось установить личности виновников, так как они действовали в масках.
В результате изучения уголовных дел в судебных инстанциях были вынесены оправдательные приговоры в отношении девятерых человек и три обвинительных приговора.