Пять турецких учителей, экстрадированных из Республики Молдова в сентябре 2018 года, были приговорены в Турции к тюремным срокам от 7 до 12 лет. Во всех пяти случаях дела находятся на этапе апелляционного производства в турецких судах. После признания вины Республики Молдова Европейским судом по правам человека Комитет министров Совета Европы недавно вынес вердикт об исполнении решения „Оздил и другие”, потребовав от молдавских властей принять ряд мер индивидуального и общего характера. Об этом сообщили представители Центра юридических ресурсов Молдовы и Ассоциации Promo-LEX.
На пресс-конференции в IPN юридический советник ЦЮРМ Даниел Гойник заявил, что в июне 2019 года ЕСПЧ вынес решение по делу „Оздил и другие против Республики Молдова”. Это дело касалось незаконного задержания и высылки пяти турецких преподавателей с территории Республики Молдова в Турцию. Тогда ЕСПЧ констатировал, что в момент их задержания и экстрадиции истцы оказались лишены национальных и международных гарантий соблюдения прав человека. После вынесения решения ЕСПЧ наступил другой важный этап – исполнение этого решения. На данном этапе важна роль политического органа – Комитета министров Совета Европы, целью которого является надзор за исполнением мер индивидуального и общего характера, принимаемых властями государства-ответчика для предотвращения и пресечения нарушений прав человека в будущем.
Даниел Гойник отметил, что в число мер общего характера, о которых распорядился Комитет, входит приведение в соответствие законодательства о пребывании иностранцев на территории страны и о процедуре экстрадиции. Комитет подчёркивает недопустимость неподобающего влияния на Службу информации и безопасности. Государству рекомендуется повысить эффективность учреждения, исключив возможность вмешательства политиков в его работу. Комитет призвал СИБ проявлять нулевую терпимость к неправомерным заключениям под стражу и незаконным пересылкам заключённых. Комитет также призвал государство обеспечить эффективное расследование инцидента, произошедшего в сентябре 2018 года. Поскольку Комитет не увидел в Молдове наличия эффективного механизма надзора за коллективными действиями сотрудников спецслужб и повышения ответственности за эти действия. Европейское учреждение сомневается в том, что процесс, приведший к нарушению прав истцов, был осуществлён усилиями одного человека.
В феврале этого года правительственный агент предложил план действий, предусматривающий изучение положения пяти экстрадированных граждан, впоследствии осуждённых в Турции.
Директор программы Promo-LEX „Права человека” Вадим Виеру затронул тему мер индивидуального характера, предписанных Комитетом министров. Учреждение приняло к сведению решение Кишинёвской апелляционной палаты, которая обязала Бюро по миграции и убежищу предоставить статус беженца одному из соискателей, даже если это и произошло постфактум. Комитет призвал власти страны предоставить ему информацию о результатах находящихся на рассмотрении процедур в отношении двух других соискателей. Комитет рекомендовал молдавским властям получить от властей Турции более подробные сведения об условиях содержания истцов в тюрьмах этой страны, а также информацию о результатах апелляционного производства по их уголовным делам.
Вадим Виеру, который также является адвокатом родственницы одного из учителей, рассказал, что общение жены с заключённым ограничено, и она не может получить сведения об условиях его содержания или другую значимую информацию. По его словам, на получении этих сведений могло бы настоять правительство.
Комитет министров Совета Европы также призвал молдавское правительство представить до сентября информацию о ходе уголовного дела, по которому был осуждён экс-директор СИБ, и о ситуации с кассационной жалобой, поданной в апелляционную инстанцию супругой одного из турецких учителей.
Пресс-конференция входит в цикл пресс-конференций, предусмотренный проектом IPN „Образ несправедливости мультимедийными средствами”. Агентство IPN не берёт на себя право решать, находится ли справедливость на стороне организаторов пресс-конференций в рамках тех дел, о которых они расскажут, это исключительная прерогатива правосудия, но чрезмерно долгий срок рассмотрения этих дел, гораздо более долгий, чем это предусмотрено законодательством, можно считать актом очевидной несправедливости и судебного произвола. Информационное агентство IPN не несёт ответственности за публичные заявления, сделанные организаторами пресс-конференций в публичном пространстве.