Многие материалы, касающиеся прослушивания и слежке за различными лицами – гражданскими активистами, журналистами, сторонниками оппозиции, о которых недавно объявил депутат Кирилл Моцпан, были уничтожены, чтобы ликвидировать доказательства. Заявление сделал бывший начальник Управления № 6 по защите свидетелей Национального инспектората по расследованиям Анатолие Маковей. По его словам, приказ об уничтожении соответствующих материалов был отдан в одном из подразделений Министерства внутренних дел после того, как бывший лидер Демократической партии Владимир Плахотнюк объявил, что покидает страну, и об этом знал бывший министр внутренних дел Андрей Нэстасе, передает IPN.
„Управление № 5 и управление № 7, которые осуществляли некоторые меры по слежке, были подключены онлайн к телефонным прослушиваниям, через которые проводилась параллельно слежка. Остальные телефонные перехваты передавались на дисках от СИБ, которые прослушивались в приоритетном порядке сотрудниками Управления №. 5, делалась подборка и отчеты по этим прослушиваниям, а диски передавались прокурорам”, - рассказал бывший начальник Управления №.6 по защите свидетелей в ходе передачи „Cutia neagră” на телеканале TV8.
Анатолие Маковей утверждает, что каждое из прослушиваемых лиц, людей с активной гражданской позицией и журналисты, выбирались в бизнесс-офисе Владимира Плахотнюка - GBC. „Приглашались руководители Министерства внутренних дел, Службы информации и безопасности, прокуратуры, проводились заседания и давались конкретные указания но каждому человеку”, - заявил Анатолие Маковей.
По его словам, лица, которые проводили слежку, имели четко определенную цель: выяснить, была ли у этих персон противоправная деятельность, чтобы привлечь их к ответственности или исказить их поведение и заявления, чтобы выдумать незаконную деятельность, которая привела бы к уголовному преследованию.
Эксперт Центра юридических ресурсов Ион Гузун отметил, что в 2013 году вступили в силу изменения в Уголовный кодекс, которые значительно ограничили возможности для прослушивания. „Были введены очень строгие критерии, в том числе информирование человека в течение шести месяцев о собственном прослушивании, а также другие фильтры”, - пояснил Ион Гузун.
Несколько дней назад председатель парламентской Комиссии по национальной безопасности, обороне и общественному порядку Кирилл Моцпан представил список людей, которые были прослушаны. В этом списке представлены преподаватели, которые поддерживают Платформу DA, а также эксперты, журналисты и активисты, в том числе Петру Маковей, Аркадие Барбэрошие, Лилия Карасчук, Штефан Глигор, Думитру Алайба, Серджиу Тофилат, Владислав Грибинча, а также Наталья Морарь, Анжела Гонца, Марианна Рацэ, Ион Тергуцэ, Валентина Урсу и др.