Бывший исполняющий обязанности генерального директора Агентства по инспектированию и реставрации памятников Ион Штефэницэ отвергает обвинения министра культуры Серджиу Продана относительно сноса исторического памятника - городского особняка Рышкану-Дерожински, расположенного на улице Букурешть, 62 в столице. Продан потребовал от ответственного экономического агента выплатить компенсацию государству. Штефэницэ утверждает, что речь не может идти о сносе, поскольку имеются фотосвидетельства и подробная экспертиза, показывающие, что здание находилось в запущенном состоянии и ему грозило неминуемое обрушение.
Выступая на пресс-конференции в IPN, Ион Штефэницэ призвал власти не относиться к происходящему избирательно. „Когда мы говорим о наследии страны, речь идет не только об улице Букурешть, 62, городском особняке Рышкану-Дерожински или других адресах, где Министерство культуры создает все ситуации, чтобы оставить все на своих местах, затормозить процесс, чтобы вытеснять физических и юридических лиц из страны”, - сказал Ион Штефэницэ.
Здание, на месте которого возведен многоквартирный дом, было передано из государственной собственности в частную в 2009 году. „Юристы вынесут свое решение. Финансирование осталось только на бумаге, а как же многочисленные особняки по всей стране? Что государство делает с этими особняками? Объявлять ли их охраняемыми только на бумаге, или же сохранять? Ведь есть риск, что мы увидим их только на архивных изображениях. Но что делает государство? Оно устраивает рейдерскую атаку и делает все возможное, чтобы выгнать граждан из страны”, - говорит бывший и.о. директора АИРП.
Ион Штефэницэ говорит, что провел детальное исследование особняка на улице Букурешть, 62, анализируя как его состояние после войны, так и его эволюцию с течением времени. В исследовании также зафиксированы нарушения, имевшие место в 2009 году. „Мы говорили тогда об этих нарушениях. Мы показали, в каком состоянии находился особняк, когда пришел в запустение. Мы обнаружили, что там жили бездомные и наркоманы. Ситуация была запущенной, и от бывшего особняка осталось только 15 % построенного фонда. Крыша находилась под угрозой обрушения. Мы представили реальное положение особняка после 2010 года - то есть руины, - а не то, как его представляли в качестве жемчужины. Да, он был жемчужиной, когда государство ответственно относилось к нему, когда работали механизмы, а это было в советский период, который мы критикуем”, - сказал Ион Штефэницэ.
По его словам, этот отчет может быть использован в качестве доказательства в любом правоохранительном органе, поскольку в нем содержатся фотосвидетельства разных периодов, сделанные государственной организацией - Агентством инспектированию и реставрации памятников. „Министр заявил в понедельник, 26 августа, что памятник был снесен. Я не видел там сноса. Статья 40 Закона об охране памятников допускает демонтаж некоторых сооружений из построенного фонда, когда существует опасность обрушения”. „Соответственно, хозяйствующий субъект пошел на проект, который был согласован и утвержден в Национальном совете по охране памятников... Этот адрес получил вторую жизнь, плюс построенный жилой фонд, который придаст ценность этому городу, этой стране, обеспечит экономическую циркуляцию, накопление налогов. И сколько городского комфорта я получаю, когда прохожу там сегодня, когда этот объем реконструирован, в соответствии с проектной документацией. Я вижу и прекрасные огни, о которых мечтал”, добавил Ион Штефэницэ.
Примечание: Информационное агентство IPN предоставляет право на ответ лицам, считающимися объектом внимания в новостях, сделанных на основе заявлений организаторов данной пресс-конференции, в том числе путем содействия организации другой пресс-конференции на аналогичных условиях.