Банковская система Молдовы должна более эффективно использовать ликвидность, эксперты

Банковская система Республики Молдова должна более эффективно использовать ликвидность, считает аналитик Института европейских политик и реформ, стратег развивающихся рынков в Лондоне Думитру Викол и заместитель директора ИЕПР Станислав Гилецки. В аналитической ноте авторы отмечают, что в Молдове, как и в других странах региона, существует обилие ликвидности. Одно из объяснений может быть сочетание строгих критериев принятия и отсутствия твердых кредитных заявок. Кроме того, отсутствие альтернатив банковским депозитам также имеет негативное влияние, отмечают эксперты, цитируемые IPN.

Избыточная ликвидность - это ресурсы банковской системы, превышающие обязательный резерв, которые не используются. Этот показатель имеет решающее значение для определения способности банковской системы кредитовать реальный и государственный сектор. Кредитный импульс, ориентир для годового роста кредитов, выданных частному сектору за ВВП, для Республики Молдова был чуть ниже 0 в четвертом квартале 2020 года. Реформы, внедряемые Национальным банком Молдовы (НБМ), обеспечили необходимую устойчивость банковской системе в период пандемии. Они позволили банковской системе Молдовы более эффективно управлять пандемическим кризисом по сравнению с другими секторами экономики. Общий кредитный баланс в феврале 2021 года был на 13% больше по сравнению с январем 2020 года. Аналогично, кредиты МСП составили на 17,6% больше по сравнению с началом 2020 года.

Авторы аналитической заметки уточняют, что местная банковская система умеренно кредитует как частный сектор, так и правительство. Соответственно, молдавские банки имеют избыток ликвидности, что позволяет им финансировать государственный и частный сектор. Явление умеренного кредитования реального сектора обусловлено в том числе отсутствием заявок на солидные кредиты, а не только предпочтениями банковской системы финансировать государственный сектор, особенно в условиях, когда коммерческая прибыль остается солиднее при кредитовании реального сектора, чем государственного. Однако банковская система довольно консервативно относится к кредитованию реальной экономики. Это также основано на том факте, что объем плохих кредитов является одним из крупнейших в регионе, что указывает на трудности с кредитами у заемщиков.

Исходя из проведенного анализа, авторы рекомендуют снизить нормы обязательных резервов, что подпитывает банковскую систему ликвидностью. Другой мерой является более активное продвижение Фонда гарантирования кредитов (ФГК) от ODIMM. НБМ признал гарантии, выданные ФГК в прошлом году, в качестве фактора уменьшения рисков. Это укрепило привлекательность гарантийных продуктов.

Также рекомендуется установить минимальное соотношение кредитов и депозитов частному сектору. Этот показатель может быть установлен на уровне 70%, например, и банки, которые не соответствуют этому критерию, могут быть наказаны отрицательным коэффициентом усреднения обязательных резервов.

Авторы также предлагают увеличить усреднение обязательных резервов и долгосрочные операции РЕПО по фиксированной ставке. Согласно регламенту НБМ, Центральный банк может осуществлять долгосрочные операции по рефинансированию по фиксированной ставке в чрезвычайных ситуациях. Считая пандемию исключительной ситуацией, НБМ может запустить РЕПО с трех до 36 месяцев по фиксированной ставке.

Другими предложениями является введение линии рефинансирования банковских кредитов (НБМ может принимать через коммерческие банки векселя от экономических агентов. Таким образом, можно было бы реализовать рефинансирование некоторых банковских кредитов, которые соответствуют определенным критериям, установленным НБМ) и окончательные покупки ГЦБ на вторичном рынке. Регламент НБМ допускает такие сделки, отмечают эксперты.

You use the ADS Blocker component.
IPN is maintained from advertising.
Support the Free Press! Some features may be blocked, please disable the ADS Blocker component.
Thanks for understanding!
IPN Team.