Автономия Прокуратуры. Кто должен назначать прокурора Гагаузии? Op-Ed

«Предложенные Ириной Влах поправки в Закон Республики Молдова «О прокуратуре» предусматривают, что последнее слово в процедуре назначения прокурора Гагаузской Автономии остаётся за Народным собранием Гагаузии…». 
---

Башкан Ирина Влах выступила с законодательными поправками в «Закон о прокуратуре», которые расширяют влияние Народного собрания Гагаузии (НСГ) при процедуре назначения прокурора автономии. Ряд молдавских политиков раскритиковали законопроект, расценив его как желание официального Комрата подчинить себе региональную прокуратуру и даже как шаг на пути к федерализации. Критично осветили тему и близкие к ДПМ телеканалы. В самой же автономии настаивают, что инициатива не выходит за рамки имеющихся полномочий, а попытки увидеть в ней политический подтекст называют спекуляциями.

НСГ решает

Укрепление полномочий гагаузских властей при назначении прокурора автономии не входило в число предвыборных обещаний кандидата в башканы Ирины Влах. Тем не менее, именно такой законопроект стал её первой политической инициативой после переизбрания на второй срок. Как отмечается в пояснительной записке к документу, инициатива обусловлена тем, что полномочия автономии, закрепленные в Законе «Об особом правовом статусе Гагаузии», не нашли своё отражение в Законе «О прокуратуре», который был принят Парламентом в 2016 г.

В настоящее время кандидатура прокурора Гагаузии подбирается Народным собранием, после чего её должен одобрить Высший совет прокуроров Республики Молдова. Если кандидат прошёл проверку ВСП, то его утверждает в должности Генеральный прокурор. В противном случае, НСГ может либо выдвинуть кандидата повторно, либо предложить новую кандидатуру. При этом дважды отклонённый кандидат больше не вправе претендовать на эту должность.

Предложенные Ириной Влах поправки в Закон Республики Молдова «О прокуратуре» предусматривают, что последнее слово в процедуре назначения прокурора Гагаузии остаётся за Народным собранием. 

«НСГ, в случае отклонения Генеральным прокурором и/или Высшим советом прокуроров предложенной кандидатуры, в срок не более 20 календарных дней, на специальной сессии рассматривает обоснованность мотивов отклонения, и может повторно предложить ту же кандидатуру двумя третями голосов депутатов. Это предложение является для Генерального прокурора и ВСП обязательным», - отмечается в законопроекте.

Кроме того, башкан предлагает придать Прокуратуре Гагаузии статус юридического лица, а в её рамках образовать систему территориальных подразделений, включая Центральный отдел и три районных отдела в Комрате, Чадыр-Лунге и Вулканештах. Руководители последних должны назначаться приказом Генпрокурора по представлению прокурора Гагаузии, согласованному с НСГ. Самого прокурора АТО Гагаузия глава автономии предлагает включить в число руководителей Генеральной прокуратуры, тогда как действующая редакция закона причисляет к таковым только самого Генпрокурора и его заместителей.

«Это политическое действие»

Инициатива главы автономии, согласно процедуре, была направлена на утверждение в Народное собрание. Если законопроект получит поддержку гагаузских депутатов, то НСГ направит документ в качестве законодательной инициативы в Парламент Республики Молдова.

В самой прокуратуре Гагаузии от детальных оценок законопроекта пока воздерживаются. Зампрокурора автономии Руслан Караиван заявил в интервью гагаузскому телевидению (GRT), что вопрос назначения руководителя прокуратуры региона обсуждался всегда.

«Я думаю, что это относится к политическим действиям. Я не в праве комментировать. Как я понял, башкан направила поправки в Народное собрание. Когда НСГ будет обсуждать, мы увидим и определимся, какого рода эти поправки», - заявил Караинван.

Депутат НСГ и бывший прокурор Гагаузии Георгий Лейчу, считает поправки Влах «в целом» правильными и говорит о вероятной поддержке законопроекта со стороны депутатского корпуса.

«Некоторые предложения выходят за рамки, я буду об этом говорить, но в целом подтверждаю, что они вытекают из требований Закона «Об особом правовом статусе». Они могут подлежать еще доработке, дополнениям, но в целом идея правильная», - сообщил Лейчу для GRT.

«Две прокуратуры»

Ряд молдавских политиков и бывших чиновников критически восприняли предложения Ирины Влах, посчитав, что они идут вразрез с действующим законодательством. В частности, бывший министр юстиции Ион Пэдурару напомнил, как во время реформы юстиции в 1995-1996 гг. по требованию руководителей Гагаузии было решено назначать на должности судей первого и второго уровня, а также прокуроров только кандидатов, которых одобрило НСГ. Однако впоследствии Минюст обжаловал это в Конституционном суде, который расценил это положение законодательства как антиконституционное.

«Тогда общество приняло вердикт КС. Сейчас же идут попытки подчинить прокуроров властям Гагаузии. Посмотрим, как будут вести себя политики» – написал Пэдурару в своём аккаунте в Facebook.

В свою очередь экс-министр окружающей среды и экс-вице-председатель Либеральной партии Валериу Мунтяну заявил в соцсетях, что в случае принятия предложенных поправок, «в Молдове будут существовать две генеральные прокуратуры», и прокуратура Гагаузии, «с процедурной точки зрения будет подчиняться лишь политическим указаниям НСГ и башкана».

Он также предположил, что «в ближайшем будущем появятся и другие проекты законов, касающиеся Конституционного суда, Службы информации и безопасности, полиции», что нужно для «подготовки федеративного устройства Республики Молдова».

Примечательно, что инициативу Влах в критическом ключе преподнесли и в СМИ, входящих в медиахолдинг Демпартии. При этом акцент был сделан не на противоречиях национального и местного законодательств, а на «желании башкана установить политический контроль над прокуратурой автономии». В частности, телеканалы Prime и Publika выпустили репортажи о предлагаемых законодательных поправках с идентичным содержанием:

«Башкан Гагаузии Ирина Влах настаивает на безусловном утверждении предложенного ею кандидата на должность прокурора региона. Глава автономии считает, что Генеральная прокуратура и Высший совет прокуроров должны лишь согласиться с её мнением», - говорилось в эфире телеканалов.

Следует отметить, что в тексте законопроекта речь идёт только о полномочиях Народного собрания, а слово «башкан» ни разу не упоминается.

Сама Влах на попытки интерпретировать её инициативу отвечает без особых подробностей. Она заявила IPN, что законопроект вытекает «исключительно из дискуссий последних лет о полномочиях автономии, закрепленных в Законе «Об особом правовом статусе Гагаузии» в части работы прокуратуры». На просьбу высказаться относительно опасений Валериу Мунтяну, глава автономии заявила, что «не находит нужным комментировать спекуляции и политические фантазии бывших политиков».

Вячеслав Крачун

You use the ADS Blocker component.
IPN is maintained from advertising.
Support the Free Press! Some features may be blocked, please disable the ADS Blocker component.
Thanks for understanding!
IPN Team.