Атака России на одесские порты: 3 сценария кризиса “поставок украинских зерновых”. Анализ Диониса Ченуша

 

 

В отсутствие своей прежней значимости в энергетическом секторе Россия пытается добиться нового глобального превосходства за счет зависимости международного рынка от важнейших поставок сельскохозяйственной продукции...

 

Дионис Ченуша, Старший обозреватель
 

Примерно через год со времени начала войны на истощение против Украины в энергетической сфере (IPN, ноябрь 2022) Россия применяет ту же тактику, но уже против инфраструктуры экспорта зерна из Одесской области. Для этого в июле 2023 года российская сторона начала наступление ракетами и „беспилотниками-камикадзе” на морские и речные порты Одессы. Для того, чтобы получить возможность осуществлять эти атаки, Россия в июле 2023 года в одностороннем порядке отказалась от подписания „зернового соглашения”, лишив любых гарантий на международную защиту, как одесскую портовую инфраструктуру, так и суда, которые занимались перевозкой сельхозпродукции из Одессы. Разрушением критически важной украинской инфраструктуры, от которой зависит хранение и транспортировка украинского зерна, российские власти преследуют сложный набор локальных и глобальных целей.

Становится все более очевидным, что Москва использует войну в Украине для создания кризисов с трансграничными последствиями, чтобы впоследствии извлечь для себя „геополитические выгоды”. Подрывом сельскохозяйственного потенциала Украины, в том числе через саботирование транспортных путей на Черном море и Дунае, Россия стремится уменьшить значение Украины на мировом рынке. Похоже, что целью является деинтернационализация войны в Украине и разрушение солидарности с украинским народом.

Атака России на порты и инфраструктуру, связанную с вывозом зерновых из Одессы, происходит через некоторое время после разрушения Каховской плотины, что вызвало разрушительные последствия для ирригационной системы в южных областях Украины. Кроме того, разрушение экспортных мощностей накануне сбора урожая может создать финансовые трудности для украинского аграрного сектора, который уже столкнулся с потерей сельхозугодий из-за оккупации или минирования пахотных земель российскими войсками. Не в последнюю очередь разрушение одесских портов происходит на фоне отмены Россией „зернового соглашения” в условиях ценовой изменчивости на международном агропродовольственном рынке, вызванной усилением цикличности и серьёзностью природных бедствий. После того, как западные санкции подорвали ее энергетическое превосходство, Москва намеревается позиционировать себя в качестве глобального источника зерновых. Путём использования глобального доступа к „хлебу” Россия тестирует новые способы принуждения Украины к миру. Помимо этого, с устранением Украины как альтернативного сельскохозяйственного источника московский режим стремится повысить свою роль в сфере глобальной продовольственной безопасности, чтобы оказывать влияние на Глобальный Юг, особенно на Африку, богатую важными полезными ископаемыми, но сильно подверженную последствиям климатических изменений.

От одной „войны на истощение” к другой

Осенью 2022 г. Россия использовала удары с воздуха для разрушения жизненно важной энергетической инфраструктуры (BNE Intellnews, ноябрь 2022). Намерением было спровоцировать гуманитарный и экономический кризис, который подорвал бы наступательные мощности украинских военных по освобождению территорий от российской оккупации. По данным на апрель 2023 года, материальные потери в энергетическом секторе достигли почти 10 миллиардов долларов, а численность населения с ограниченным или отсутствующим доступом к безопасным источникам энергии (BNE Intellnews, ноябрь 2022) достигла 12 миллионов человек. По оценкам ООН, восстановление энергетического сектора перед отопительным сезоном 2023/2024 гг. требует затрат почти в 1,2 миллиарда долларов. Больше всего пострадал сектор производства электроэнергии. Дополнительно к этому данный сектор страдает и от последствий разрушения плотины Каховской ГЭС и захвата Запорожской АЭС, которая остается отключенной от остальной энергосистемы Украины. Это всё организовано Россией, чтобы отвлечь Киев от контрнаступления и увеличить издержки войны для Украины и ее сторонников на Западе.

Перед началом атак на одесские порты российская сторона в одностороннем порядке отказалась от „зернового соглашения”, которое Турция и ООН заключили между Украиной и Россией. Соглашение, заключенное еще в июле 2022 года, гарантировало безопасную транспортировку зерновых из подконтрольных Украине портов в Черноморском бассейне на мировые рынки. Крайний срок обновления соглашения был установлен на 17 июля (CNBC, июль 2023), но Россия выступила против, обусловив продление отменой определенных санкций. Среди требований России числились подключение к международной банковской платежной системе SWIFT дочерней компании Россельхозбанка (Reuters, июль 2023) и снятие ограничений в сфере морского транспорта в отношении доступа к европейским портам. Хотя западные санкции вызывают затраты для России, их сохранение не остановило экспорт сельскохозяйственной продукции российскими производителями. ООН определила техническое решение, которое, вероятно, позволило бы Россельхозбанку осуществлять финансовые операции, но Москва отказалась от этого. Следовательно, навязанная Россией обусловленность использовалась как политико-дипломатическое оправдание односторонней отмены подписания „зернового соглашения”. Таким образом, Россия вывела порты Одесской области из-под косвенной защиты ООН, подвергнув их своим ударам ракетами и беспилотниками.

Россия пытается извлечь выгоду из совокупного эффекта разрушения украинских сельскохозяйственных производственных мощностей, нестабильной ситуации на мировом агропродовольственном рынке и природных катаклизмов, связанных с обострением климатических изменений, для продвижения дискуссии о „мире любой ценой”. Даже если у Украины много союзников, поддерживающих ее контрнаступление, российские попытки сводятся к проталкиванию темы мира в общественно-политическую повестку предстоящих выборов на Западе, особенно в США, запланированных на 2024 год.

Разрушение одесских портов и региональные последствия для экспорта зерновых

Отсутствие безопасности вокруг портов Одессы, что вызвано российскими ракетными атаками и беспилотниками, создает серьезные ограничения для украинского экспорта зерна. Пока над Одессой не будет создан защитный зонтик с помощью западных систем ПВО, жизненно необходимо определить альтернативные решения по доставке сельхозпродукции из Украины. Переориентация экспорта по железной дороге и другим наземным транспортом, принадлежащим странам ЕС и Молдове, предполагает новые инвестиции в транспортную инфраструктуру. В противном случае заторы станут неизбежными, а это отразится на доставке других грузов в граничащие с Украиной страны. Плюс к этому появятся расходы, связанные с продлением срока поставок. До этой ситуации украинскому государству требовалось около 5 миллиардов долларов  в виде ежемесячных кредитов для поддержки национального бюджета. Другие недавние расходы связаны с управлением последствиями эксплуатации плотины Каховской ГЭС. Это привело к разрушению ирригационных систем и возникновению серьезных рисков опустынивания Херсонской, Днепровской, Запорожской и Донецкой областей. Ущерб от затопления разрушенной плотины составляет около 1,2 миллиарда долларов, а затопленные земли и другие в окрестностях уже не пригодны для сельскохозяйственной деятельности в ближайшие 3-5 года, требуя восстановления и обеззараживания. Кроме того, другие затраты связаны с разминированием земель в Украине. Россия использовала около 13 типов мин, а затраты на обезвреживание и демонтаж мин достигает почти 37 миллиардов долларов в течение следующих 10 лет. Бюджет на разминирование может увеличиться в целях повышения эффективности. Иначе этот процесс может растянуться на более чем 750 лет при условии, что в нем будет задействовано не менее 500 групп по разминированию (TheWashington Post, июль 2023). Поэтому просьба о дополнительном финансировании для перенаправления потока сельхозпродукции может вызвать политическое раздражение и жесткую финансовую экономию в некоторых западных государствах, которые оказывают финансовую помощь Украине.

На региональном уровне вывод из эксплуатации портов Одессы рискует оказать давление на две критические точки по отношению к ЕС:

Первая острая тема касается либерализации экспорта сельхозпродукции из Украины. Если в июне ЕС продлил бесквотный и беспошлинный импорт украинских товаров еще на один год (ЕС, июнь 2023), ему придётся сохранить ограничения на четыре категории украинской сельскохозяйственной продукции (пшеница, кукуруза, семена подсолнечника и рапс). Пять близлежащих к Украине государств ЕС требуют продлить запреты до следующего года. Польша, Словакия, Венгрия, Румыния и Болгария выступили единым фронтом, утверждая, что в противном случае они могут быть подвергнуты угрозе остаться с новым урожаем на складах, а местные фермеры (Euronews, июнь 2023) лишатся финансовой стабильности. Другой пострадавшей страной является Молдова, но ее власти отказываются присоединяться к позиции тех пяти европейских государств, чтобы избежать обоюдных ограничений со стороны Украины. Украинские агропродовольственные товары реализуются на внутренних рынках тех пяти стран ЕС, снижая отпускную цену ниже стоимости сделанных инвестиций. Разрушение одесских портов потребует, чтобы 40% или более 30 миллионов тонн всего украинского агропродовольственного экспорта, ранее вывозившегося через Черноморский коридор, были перевезены через „зеленые коридоры” ЕС. Следовательно, государства ЕС, уже выступающие против полной либерализации в отношении Украины, могут стать более настойчивыми или, что менее вероятно, к ним присоединятся другие страны.

Второй уязвимый аспект касается создания новых коридоров для транспортировки украинских зерновых. В ЕС отметили, что существует несколько вариантов упрощения этого процесса, в том числе за счет перемещения таможенных пунктов от украинской границы с приграничными странами дальше, внутрь ЕС. Литва продвигает Клайпедский порт и порты соседних Стран Балтии для экспорта около 25 миллионов тонн украинской пшеницы ежегодно. Другими вариантами являются порты Германии (Гамбург и Росток), Нидерландов (Роттердам), Хорватии (Риека), Италии (Триест) и Словении (Копер). Реализация этих инициатив требует финансирования для настройки инфраструктуры, а это финансирование должно поступать от ЕС, который имеет ограниченные средства на такие проекты. До сих пор ЕС уже выделил более 350 миллионов евро на улучшение пропускной способности „зеленых коридоров”, что включает повышение взаимосвязности (железная дорога, пограничные контрольно-пропускные пункты и т. д.) между Украиной, с одной стороны, и Польшей, Румынией, Венгрией, Словакией и Молдовой, с другой стороны. Наибольшую часть этих средств подлежит направить в Польшу и Румынию. Еще 700 миллионов евро были объявлены в виде инвестиций от ЕИБ, ЕБРР и Всемирного банка до конца 2023 г. (ЕС, ноябрь 2022). Наряду с разрушением мощностей портов Одессы с выходом в Черное море и с угрозами безопасности портов Дунайского региона (Рени, Измаил и Килия) объемы сельхозпродукции, вывозимой по „зеленым коридорам” должны бы увеличиться в два раза. Следовательно, другим государствам ЕС потребуется европейское финансирование для замены одесских портов.

3 сценария кризиса „поставок украинских зерновых”

Развитие ситуации в портах Одессы зависит от ряда факторов. Интенсивность атак будет зависеть от наличия ракет и беспилотников на вооружении России. И от способности Украины выстроить защитный зонтик над всеми одесскими портами, которые участвуют в экспортных операциях. В связи с этим необходимы либо новые зенитные ракетные комплексы (ЗРК), либо передислокация уже существующих из других украинских географических точек, которые также нуждаются в защите. Ранее Украина обсуждала создание нового коридора, который пройдет через территориальные воды стран НАТО, - Румынии, Болгарии и Турции. Но вопрос одесских портов остается нерешенным, потому что Россия хочет, чтобы они не функционировали.

К основным допустимым сценариям, которые могут осуществиться в зависимости от развития упомянутых выше факторов, относятся: 1) восстановление перевозок на Черном море; 2) перенаправление потока в сторону „зеленых коридоров”; 3) сочетание первых двух сценариев.

 

  1. Восстановление перевозок на Черном море. Чтобы этот сценарий укоренился, Украине нужна военная помощь для установки систем ПВО вокруг ее портов в Одессе. Новый коридор будет также включать судоходство через воды стран НАТО, что предотвратит нападение России на них без срабатывания статьи 5 о коллективной обороне. При такой комбинированной защите использование транспортных мощностей через Одессу может быть возобновлено, но не в ближайшее время.

     
  2. Перенаправление потоков в сторону „зеленых коридоров”. Если первый сценарий не будет осуществлён в разумные сроки максимум в один месяц, то альтернативой является перевод экспорта сельскохозяйственной продукции в коридоры солидарности внутри ЕС. Однако этот процесс потребует дополнительных европейских средств для поиска новых портов, через которые можно было бы экспортировать украинскую сельскохозяйственную продукцию. Пока ЕС не объявил, сможет ли он быстро найти новые финансовые средства для расширения потенциала сообщения между Украиной и другими портами на Балтийском и Адриатическом морях.
     
  3. Сочетание решений. Ремонт разрушенной Россией портовой инфраструктуры и обеспечение воздушной защиты требуют времени. С учётом приближения периода сбора урожая Украине потребуются „зеленые коридоры”, чтобы успеть вывезти сельхозпродукцию со складов и обеспечить мощности для новой продукции. Следовательно, перенаправление потоков может быть временным решением до тех пор, пока одесские порты снова не станут жизнеспособными, а Украина и внешние партнеры, включая НАТО и ООН, не заложат основы нового черноморского коридора для защиты бесперебойного потока сельскохозяйственных товаров из Украины на внешний рынок.

     

Вместо выводов...

Россия пытается приумножить последствия своей военной агрессии против Украины путём уничтожения одесских портов, что может повлиять на производственные мощности украинского сельского хозяйства. В сочетании с нестабильностью мирового рынка пшеницы и стихийными бедствиями, усугубленными изменением климата, Москва хочет навязать „мир любой ценой”.

Украинское контрнаступление сопряжено с неопределенностью для российских оккупационных сил, а элиты вокруг Владимира Путина возобновили обсуждение применения тактического ядерного оружия. Другой вариант, к которому может прибегнуть российская сторона, - это диверсия на Запорожской АЭС, взяв за основу случай в Каховке.

Наконец, московский режим стремится повысить свою роль в сфере глобальной продовольственной безопасности, а устранение Украины как альтернативного источника сельскохозяйственной продукции может стать шагом в этом направлении. В отсутствие своего прежнего веса в энергетическом секторе Россия пытается добиться нового глобального превосходства за счет зависимости, которую проявляет международный рынок от важнейших поставок сельскохозяйственной продукции.


 
Дионис Ченуша, Старший обозреватель
Дионис Ченуша является политологом, исследователем в Университете им. Юстуса Либиха в Гисене, выпускником магистратуры по Междисциплинарным политическим исследованиям в Колледже Европы в Варшаве.
Области исследований: Европейская политика добрососедства, отношения ЕС–Молдова, внешняя политика ЕС и России, миграция и энергетическая безопасность. 
Следите за Дионисом Ченуша в Twitter

IPN публикует в рубрике Op-Ed материалы авторов извне редакции. Высказанные ими мнения не обязательно совпадают с мнениями редакции.

You use the ADS Blocker component.
IPN is maintained from advertising.
Support the Free Press! Some features may be blocked, please disable the ADS Blocker component.
Thanks for understanding!
IPN Team.