Ожидая... Патриарха Кирилла, Op-Ed

Об отношении президента Додона к намерению президента Эрдогана превратить Собор Святой Софии в мечеть, если сравнивать его позицию с позицией других президентов, премьер-министров и министров иностранных дел из европейского пространства - можно сказать, что глава государства предпочел умыть руки
---


Общение высокопоставленных лиц с гражданами играет важную роль в обеспечении климата доверия в обществе. Граждане должны иметь возможность задавать вопросы, чтобы убедиться, что политики выполняют свои обещания и обязательства. Пример эффективного общения дает президент Игорь Додон, который в рамках своей еженедельной передачи „Президент отвечает” дает гражданам и журналистам возможность задавать вопросы на самые насущные темы.

Для чего нужен мандат от Бога

Мы привыкли к тому, что, как правило, в своем общении с гражданами президент Додон рассказывает им о своих инициативах по улучшению их материальной жизни, о повышении зарплат и пенсий, превращении страны в строительную площадку и т. д. Но в рамках своей последней передачи от 17 июля 2020 года (мин. 29.35 -30.32) президенту напомнили, что „человек живет не хлебом единым... ”, и это застало его врасплох. На вопрос об отношении к намерению президента Турции Реджепа Эрдогана превратить Собор Святой Софии в Стамбуле в мечеть, президент Додон дал противоречивый ответ: „Моя позиция в качестве президента Республики Молдова следующая - это касается внутренних дел любого государства, естественно, что я, как христианин, хотел бы, чтобы этот не только памятник, но и символ, было бы хорошо, чтобы оставался православным, но как президент страны я считаю, что каждая страна имеет свои внутренние права и принимает соответствующие решения... И у нас нет права, в качестве должностных лиц, руководителей страны говорить другому руководителю страны: делай так, или иначе. И я хочу того же, чтобы все имели такой же подход по отношению к Республике Молдова”.

Если бы президент Додон был простым мирянином, он бы не удивил нас своим ответом. Речь идет о том, что для получения президентского мандата, г-н Игорь Додон торжественно пообещал защищать Православие, потому что „каждый день происходят провокации в адрес Православной Церкви”. Более того, президент Додон заверил нас, что защита Православия тесно связана с дружбой с Россией: „С Россией нас связывает вековая общая история, дружба и созидание. Сотни лет мы разделяем одну и ту же веру, Православную... Вместе с Россией мы добились освобождения от османского ига. Я восстановлю хорошие дружеские отношения с Российской Федерацией. Я буду защищать нашу Православную веру”. За это решительное намерение и отношение Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл благословил господина Додона, сказав ему: „Господин президент, этот мандат дан вам от Бога”.

Взаимодействие президента Додона с патриархом было практически образцовым. После того, как последний запретил верующим Русской Православной Церкви молиться в монастырях Афона, находящихся в канонической юрисдикции Константинополя, президент Додон даже вынужден был прервать традиционное паломничество в этом святом месте. Это было ответом на решение Константинопольского патриархата о признании автокефалии Украинской церкви в 2018 году. Тем не менее, спустя некоторое время, в 2019 году президенту Додону было позволено снова посетить Афон: „с благословением Его Святейшества Патриарха Кирилла я причастился в русском Монастыре Святого Пантелеймона”. В настоящее время, однако, мы наблюдаем подозрительное удаление президента Додона от Патриарха Кирилла из-за разногласий вокруг Собора Святой Софии. Если Додон неуверенно говорит о том, что президент Турции поступил правильно, то второй непреклонен к намерению президента Эрдогана: „Угроза в адрес Святой Софии представляет угрозу для всей христианской цивилизации!”. Ни больше, ни меньше.

В самом деле, кажется странным и непонятным то, что происходит, особенно после предыдущих твердых действий главы государства, таких как: прославление в президентских указах и кинематографических постановках Штефана Великого, как атлета христианства против турецких вторжений; просьба Эрдогану вернуть меч Штефана чел Маре; прославление совместной с Россией борьбы против османов и т. д. Казалось бы, что президент Додон, получив мандат от Бога, должен был проявить твердую позицию защитника Православия вместе с Патриархом Кириллом, как он и обещал. Но что-то случилось. И должно быть объяснение этому. Объяснение не кажется духовным, а скорее финансовым, материальным. Возможно, как хорошо воспитанный человек, президент Додон испытывает глубокое чувство благодарности турецкому президенту, который предоставил несколько миллионов в валюте для восстановления здания президента Республики Молдова. Правда в том, что человек живет не только хлебом единым... он также нуждается в президентском дворце, откуда должен осуществлять свой мандат от Бога.

Что касается соблюдения внутренних дел государств, то, конечно, президент Додон прав. Но есть и исключения из правил. Поэтому в 2018 году он не осмелился упрекнуть президента Эрдогана в операции турецкого спецназа, освещенной в турецкой прессе, по аресту на территории Республики Молдова турецких учителей, которые долгое время жили и работали в нашей стране.

Расхождения во мнениях в деликатных проблемах, упомянутых выше, вероятно, будут урегулированы в кратчайшие сроки. Полгода назад в преддверии рождественских праздников президент Додон заверил нас: „У меня была встреча с Патриархом Кириллом в Москве. Мы определили точную дату его приезда в Республику Молдова, но не скажу какую. Он приедет во второй половине следующего года (2020). Будут визиты в Кишинев, Бельцы и Комрат”. Итак, мы остаемся в ожидании визита Патриарха.

Чему могут служить конституционные правила

Есть и другие важные вопросы для обсуждения. Один из них касается недавних поправок, внесенных в Конституцию Российской Федерации, особенно тех, которые касаются веры в Бога. У Республики Молдова есть шанс узнать из этого опыта, тем более что политическая программа Партии социалистов Республики Молдова (ПСРМ) прямо предусматривает (стр. 18): „Молдова, вместе с Россией и другими странами, формирует четкую православную христианскую цивилизацию, имея в качестве связующего звена общее мировоззрение. Выступая за сохранение христианских ценностей в качестве духовной основы молдавского общества, ПСРМ выдвигает следующие инициативы: Ввести в Конституцию Республики Молдова преамбулу, посредством которой христианству приписывалась бы фундаментальная роль культурной и национальной традиции молдавского народа”.

Проблема деликатная, и эти подходы должны быть рассмотрены с большой осторожностью. Например, именно после внесения поправок в российскую конституцию, хотя это может быть простым совпадением, активизировалось движение схимонаха Сергия Романова из одного женского монастыря Екатеринбургской области, который во имя Господа требует от президента Путина передать ему власть, а Патриарха Кирилла обвиняет в отступничестве. Это не шутка, схимонах Сергий пользуется большой популярностью и поддержкой со стороны очень широкого сегмента верующих, в том числе VIP-персон - известных актеров, художников, военных и т. д. Конечно, мы могли бы сказать, что это не касается нас, что россияне разберутся со своими проблемами. Но это не так. Республика Молдова имеет некоторый опыт в этом отношении, а часть духовенства уже создала себе репутацию в общении с Патриархом Кириллом, которая даже намного опередила недавнее обращение схимонаха Сергия. Речь идет о письме, которое 10 лет назад, в мае 2010 года, высшие иерархи из Республики Молдова передали Патриарху Кириллу, и в котором говорилось: „Мы, православные верующие, являясь членами Русской Православной Церкви, заявляем, что отделяемся от всех ваших заявлений на международных религиозных собраниях и встречах, нарушающих каноны Святой Православной Церкви. Мы свидетельствуем, что вы не представляете нас, и что все ваши заявления на международных встречах не представляют Русскую Православную Церковь, а только ваше личное мнение и мнение тех, кто его разделяет. Поэтому, поскольку мы не хотим быть соучастниками проделок тьмы, построения „единой церкви”, мы требуем: (1) Выхода Русской Православной Церкви из Всемирного Совета Церквей; (2) Прекращения актов, нарушающих каноны Святой Православной Церкви вами и другими иерархами церкви и вашего личного покаяния. Мы также свидетельствуем, что все те епископы и священники, которые не поднимают свой голос в защиту Матери Церкви от умелых действий, связанных с ересью экуменизма, ведущей к разрушению, сами являются чемпионами этой ереси, потому что предали Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа своим молчанием”.

Таким образом, перед запланированной встречей с патриархом и возможным изменением Конституции, ПСРМ и президент Додон должны задуматься над тем, как воздать Кесарево Кесарю и Божье Богу. Такая смесь, как мы видим, может иметь побочные эффекты. Ведь мы не можем быть уверенными в том, что священнослужители не будут упрекать защитника Православия во встрече с Папой Римским, так как уже позволяет себе схимонах Сергий делать в отношении российского президента.

По плодам их узнаете их

Как уже отмечалось, общение президента Додона полезно и эффективно, вытаскивая из тени множество интересных проблем. В конце концов, граждане сделают собственные выводы о деятельности главы государства, судя по плодам его.

Что можно сказать об отношении президента Додона к намерению президента Эрдогана превратить Собор Святой Софии в мечеть, если сравнивать его позицию с позицией других президентов, премьер-министров и министров иностранных дел из европейского пространства - можно сказать, что глава государства предпочел умыть руки.

Виктор Пелин для IPN

You use the ADS Blocker component.
IPN is maintained from advertising.
Support the Free Press! Some features may be blocked, please disable the ADS Blocker component.
Thanks for understanding!
IPN Team.