Республика Молдова стала ассоциироваться с правильными решениями властей в контексте угроз, которых представляет российская война в Украине. Об этом заявила немецкий политолог, главный исследователь Научно-исследовательского института радио „Свободная Европа” в Мюнхене и Берлинского института международных исследований и безопасности Аннели Уте Габани в ходе публичных дебатов „Каковы мотивы и характер российско-украинской войны? О чем они говорят Республике Молдова?”, которые состоялся в Агентстве IPN.
„Я бы сказала, что Республика Молдова впервые в своей истории стала восприниматься на Западе. Новости есть и это очень положительные новости. Этому способствовало и позиционирование официальных лиц, и харизма г-жи Санду. Кроме того, очень четкое, справедливое осуждение вторжения России в Украину с участием в различных санкциях, что поначалу не было предусмотрено и даже изначально подвергалось критике некоторыми украинскими официальными лицами”, - отметила политолог.
Она выразила отличающееся от другого участника дебатов мнение относительно нейтралитета, отметив, что нейтралитет не может быть ассоциирован с наивностью. „Вопрос в том, какая может быть альтернатива? Я много лет поддерживала идею нейтралитета, прочно закрепленную в коллективном менталитете молдавских граждан. Я сравниваю это с нейтралитетом Австрии, сильно подпитываемым коллективным мышлением”. По ее мнению, устранение нейтралитета было бы равносильно устранению фактора, который до сих пор не позволял России расширять свои экспансионистские планы на Республику Молдова.
В этом контексте г-жа Габани задалась вопросом, что делать с приднестровским вопросом? Если Россия реализовала бы свое намерение оккупировать приднестровскую зону, эксперт считает („и многие могут не оценить то, что я говорю”), что Молдова избавилась бы от этого „хвоста из жестяных банок”, который мешает ей на пути к европейским и евроатлантическим организациям. Было высказано мнение, что Европейскому Союзу было бы хорошо прийти геополитическими идеями к структурированной концепции. В пример можно взять Западные Балканы, где население 20 лет ждет вступления в ЕС, что подрывает доверие к европейским институтам.
„На данный момент и Республика Молдова, и Украина (с Грузией все немного иначе) должны получить европейскую „перспективу”. Еще в 1990-х годах я написала статью, в которой говорилось, что невозможно прямо сказать этим странам, что у них нет перспективы вступления в ЕС. Люди начинают терять надежду, многие эмигрируют. Отсюда и большое количество молдаван, находящихся под влиянием российской идеологии, которая „очень” сильно окрашивает настроение в молдавском обществе”, - отметила политолог.
Она выступает за то, чтобы международные организации, Соединенные Штаты, Европейский Союз экономически стабилизировали Республику Молдова. „Это ключ, чтобы доказать всему населению, что Запад заботится о Республике Молдова. Если это будет достигнуто и восстановится экономическое положение страны, которая приняла наибольшее количество беженцев (по соотношению к населению) из Украины, это будет лучшим аргументом для тех, кто все еще находится под влиянием российского восприятия”, - заявила политолог.
247-е дебаты „Каковы мотивы и характер российско-украинской войны? О чем они говорят Республике Молдова?” из цикла „Развитие политической культуры посредством публичных дебатов” организованы Агентством IPN при поддержке немецкого Фонда Ханнса Зайделя.