Михаил Горбачев был политическим лидером, который принес новое дыхание в Советский Союз, приняв стратегию сближения руководства с народом и начав реформирование системы. Об этом заявил политический комментатор Анатол Цэрану во время публичных дебатов, организованных Информационным агентством IPN. По словам доктора исторических наук, Горбачев продемонстрировал, что вся советская система основана на элементе террора.
По словам Анатола Цэрану, на приход Горбачева к власти повлиял противоречивый процесс, зарегистрированный в Советском Союзе. С одной стороны, продвигалась идея развития, с другой - страна вступила в стагнацию.
„Весь Советский Союз, весь социалистический лагерь ждал перемен. Понятие застоя было первым лозунгом, который поставил вопрос о кардинальной перестройке жизни. Констатация о застое противоречило всей идеологии партии, продвигаемой в последние 20-30 лет существования Советского Союза. Когда Горбачев начал свою политическую карьеру в качестве лидера Советского Союза, страна жила в условиях развитого социализма, и на фоне этого развитого социализма возникло понятие застоя. Это было вопиющее противоречие. Полки магазинов были пусты, ничего нельзя было купить”, - сказал Анатол Царану.
Будучи последним генеральным секретарем ЦК КПСС, Михай Горбачев показал советскому обществу новую модель политического лидера. Бывший лидер отличился заявлением: „Государство там, где оно есть, чтобы служить народу”.
„Горбачев пришел к власти в условиях, когда страна устала от бесконечных похорон. В начале 80-х годов состоялись похороны трех политических лидеров Советского Союза. Общество ждало потока свежего воздуха. И этот поток пришел вместе с Горбачевым, и общество встретило его с энтузиазмом. В отличие от своих предшественников, Горбачев выходил на улицы, разговаривал с людьми. Советские лидеры никогда этого не делали”, - добавил Анатол Царану.
Михаил Горбачев известен миру тем, что начал перестройку, то есть процесс реформирования бюрократических и коррумпированных советских структур, а также за гласность, концепцию открытости и прозрачности.
„Горбачев начал перестройку, не имея хорошо продуманного плана и концепции, это было просто желание реформ, не понимая, как должна быть проведена эта реформа. Позже пришло понимание, только политическая ситуация была на несколько шагов впереди концептуализации перестройки. Они спровоцировали процесс, но больше не контролировали его. Это сыграло им медвежью услугу, и все авторы перестройки были сброшены с политической сцены. Перестройка была абсолютно необходима, без этой перестройки, без глубокой реформы система не могла выжить. В марте 1990 года Партия коммунистов по инициативе Горбачева отказалась от руководящей роли в обществе. И стало ясно, что советская система построена на элементе террора”, - отметил политический комментатор.
3-и дебаты на тему „В чем ошибаются ностальгирующие, когда приписывают Михаилу Горбачеву роль разрушителя СССР?” из цикла „Сто лет под знаком СССР и тридцать лет без СССР: Ностальгия по химерам” были организованы Агентством IPN при поддержке немецкого Фонда Ханнса Зайделя.