Международный эксперт в области публичного здоровья Алла Токарчук считает, что политика не должна так сильно влиять на проблемы здоровья людей и не должна играть с человеческими жизнями. Она считает, что в пандемии любое политическое течение должно было установить свои приоритеты правильно, и принести как можно больше вакцины из разных уголков мира, чтобы вакцинировать людей и спасти жизни. Мнения были высказаны в ходе публичных дебатов „Сосуществование”, „война” или „дипломатия” вакцин в мире? Влияние на Молдову”, организованных Информационным агентством IPN.
Эксперт говорит, что с медицинской точки зрения важно иметь эффективные и безопасные вакцины для всех людей, но не пытаться политизировать процесс. „Теперь нужно подумать о том, откуда еще можно принести вакцину, чтобы вернуться к нормальной жизни. Но следует правильно управлять и лавиной информации о побочных эффектах, направленных на AstaZeneca, хотя все вакцины на рынке имеют побочные эффекты”, - сказала она.
До сих пор в Молдову поступили три вида вакцины. Речь идет о AstaZeneca, полученной по платформе COVAX из Румынии, вакцине Pfizer по платформе COVAX и вакцине, пожертвованной Объединенными Арабскими Эмиратами, производимой китайской компанией Sinopharm. По словам Аллы Токарчук, сейчас Молдова получает поддержку от ЕС как прямым путем, через COVAX, так и через Румынию. Из Российской Федерации помощь находится на уровне дискуссий. Это объясняется тем, что Молдова пережила период неопределенности, учитывая президентские выборы, на отношения между Молдовой и Россией повлиял этот период неопределенности и каким-то образом задержал приход российской вакцины. „Кроме того, то, что часть населения хочет вакцинироваться Спутником V, тоже не является странным, потому что у Молдовы есть советское прошлое”, - сказала она.
В существующем контексте, считает эксперт, следует начинать с аксиомы о том, что „вакцины хватит не всем”, в том числе в ЕС. „Вакцин недостаточно, и когда решается вопрос о выделении определенной партии той или иной стране, это касается именно альтернативы, если есть откуда получить вакцину. Такая же ситуация сесть с Украиной и COVAX. Молдова получила первую партию вакцины на платформе COVAX, а Украина - нет. Почему? Потому что у Украины уже было 500 тыс. доз, привезенных из Индии, соответственно, у них была альтернативная доставка, но у Молдовы не было никакой альтернативы, и Молдова получила первые вакцины от COVAX. Технические аспекты также могут быть барьерами, такие как введение в закон ответственности государства за побочные эффекты, а не производителей”.
По словам Аллы Токарчук, у Румынии был достаточный запас вакцины от ЕС, и с географической точки зрения Молдова близка к Румынии. „Поэтому получение вакцины через Румынию рассматривалось как самое доступное решение, но появился барьер, предусматривающий гражданство. Вначале Румыния заявила, что предлагает возможность вакцинации молдавским гражданам с румынским гражданством. Теперь это рассматривается как помеха, и предпринимаются попытки, чтобы устранить это, чтобы все молдаване имели доступ к вакцине. У Румынии достаточно вакцины, процесс вакцинации обеспечен, и, учитывая ситуацию в Республике Молдова, я думаю, что это хорошее решение, чтобы население вакцинировалось в Румынии”, - считает Алла Токарчук.
182-е дебаты „Сосуществование”, „война” или „дипломатия” вакцин в мире? Влияние на Молдову” из цикла „Развитие политической культуры посредством публичных дебатов” организованы IPN при поддержке немецкого Фонда Хансса Зайделя.