Спекулятивные темы должны быть закрыты навсегда. Нынешние власти должны признать румынский характер этой территории, что у нас есть два румынских государства и отсюда мы строим наши отношения в цивилизованной Европе. Такое мнение высказал депутат Первого Парламента, член Национального Совета Воссоединения Алеку Реницэ в ходе публичных дебатов на тему «Unirea 1918 г.: что это было, почему это было, для чего это было?», организованных IPN.
«У нас были дискуссии на эту тему в 1991 году, так что было официально признано, что на планете есть два румынских государства. Идем ли мы по линии, что население хочет воссоединения или по какому-то другому варианту, но спекулятивные темы должны быть закрыты окончательно, чтобы у нас была перспектива. Потому что у нас сейчас нет никакой перспективы, даже если мы пойдем в сторону Евросоюза. Темы, связанные с названием языка и принадлежностью Республики Молдова к румынскому пространству, использовались политиками в качестве инструментов манипуляции», - сказал Алеку Реницэ.
Реницэ отметил также, что проблемой номер один государства является безопасность, и в настоящее время Республика Молдова так же уязвима в этом отношении, как и в 1917 и 1990 годах.
«Происходило то, о чем в нашей истории мало что известно, - Украина претендовала на Бессарабию. Когда об этом узнали молдавские солдаты, они объяснили им, что мы не русские и не украинцы, мы молдаване. Тот факт, что Украина претендовала на Бессарабию в 1917 году, заставил тогдашние власти задаться проблемой номер один государства - безопасности. Помимо исторических и этнических аргументов, возник вопрос, выживет или не выживет Молдавская Республика. Они подвели итоги и сказали, что не могут выжить. Я хочу вам сказать, что даже у нас в 1989-1990 годах, когда начались проблемы с языком, алфавитом, триколором, суверенитетом и независимостью, у всех было видение и логика. В чем смысл войны 1992 года, которую Российская Федерация начала против Республики Молдова? Это означало конец этого естественного процесса, который шел. Проблема номер один для нас - это безопасность», - добавил Реницэ.
Алеку Реницэ утверждает, что и сегодня, после вторжения в Украину, проблема та же - безопасность. «Не будем питать иллюзий, что Москва остановится на Одессе или Тирасполе. У нас есть проблема национальной безопасности, мы можем создать здесь самое прекрасное общество, но однажды оно рухнет, потому что у нас нет безопасности. Нас обманули, я имею в виду тех, кто в 1994 году вписал в Конституцию нейтралитет. Это была наживка, заброшенная на то, чтобы ослабить эти независимые страны на постсоветском пространстве, не иметь собственной безопасности и не иметь возможности защитить себя. В тот момент, когда Россия видит, что вы выходите из-под контроля, она применяет другие инструменты, которые мы видим сегодня в Украине", - сказал Алеку Реницэ.
«В контексте, в котором Республика Молдова не будет частью такой системы, как НАТО или европейская, и с течением времени, у грядущих поколений будет такое же ясное сознание, какое было у поколений 1917-1918 годов. Кто мы? Мы часть исторической Молдовы, а историческая Молдова - часть румынского народа. Я уже не говорю, что члены Совета Страны на самом деле являются соучредителями Великой Румынии, потому что когда они впервые начали здесь, в Кишиневе, они начали процесс объединения румынской нации, потом были Черновцы и Алба-Юлия. В этом контексте очевидно, что мы также являемся соучредителями, мы являемся частью румынского народа, мы являемся частью культуры румынской цивилизации. У нас есть все аргументы, что возможные благие намерения иметь независимое государство Республика Молдова имеют фундаментальную проблему - безопасность этого государства. Мы, только в Румынии, точно так же, как это сделал Совет Страны, в Европейском Союзе, в рамках НАТО, можем гарантировать себе эту безопасность", - сказал Реницэ.
Алеку Реницэ утверждает, что Совет Страны во всей своей деятельности учитывал уважение прав этнических меньшинств и никогда не бил кулаком по столу: «Это был естественный процесс для любого демократического собрания, когда не били кулаком по столу. Очень интересно, как этнические группы чувствовали себя в составе Румынии. Не могу сказать об украинцах, были ли у них журналы на украинском языке, но русские начали издавать целую сеть журналов, которые не пропагандировали большевизм, а пропагандировали русскую культуру. Интересно, сколько свобод добились этнические группы, в том числе и русские, которые сначала испугались того, что они откололись от империи, но потом поняли, что между свободой и той моделью, которую была навязана в царский период, которую они также забрали, потому что они были как инструмент во всем этом безумии», - добавил Реницэ.
Дебаты на тему «Unirea 1918 г.: что это было, почему это было, для чего это было?» является 6-м выпуском из цикла «Влияние прошлого на процессы доверия и мира». Проект реализован при поддержке Немецкого фонда Ханнса Зайделя.