Несмотря на все угрозы, которые принесла нашей стране война в Украине, она также имеет менее очевидный эффект – Кишинев и Тирасполь продемонстрировали, что в кризисных ситуациях они могут эффективно вести переговоры и достигать сложных договоренностей, отметил бывший заместитель премьер-министра по вопросам реинтеграции Александру Фленкя в ходе дебатов IPN „Статус страны-кандидата в условиях совокупных кризисов, внутренних и внешних”.
„В рекордно короткие сроки, под давлением очень реальных рисков, некоторые даже искусственные, связанные с возможностью перебоев в поставках электроэнергии, Кишинев и Тирасполь очень быстро пришли к некоторым договорённостям, которые, кажется, удовлетворяют обе стороны. В то же время мы должны понимать, что эти договоренности являются временными (...), регулируемые решениями Комиссии по чрезвычайным ситуациям”, - уточнил бывший чиновник, ныне Директор Ассоциации „Инициатива за Мир”.
По словам эксперта, комплекс кризисов, с которыми сейчас сталкивается Республика Молдова, открывает ряд возможностей. „Мы должны переосмыслить себя как страну и понять, что мы можем предложить соседям, что мы можем предложить Европе, что мы можем продать. И я не имею в виду сектор экономики или конкретные предприятия, не в смысле продажи вина, орех или ИТ-услуг. Что мы, как страна, как политическая организация и игрок в этом регионе, можем предложить? Например, что продает миру Швейцария? Швейцария продает безопасность денег (...). Сингапур, который является всего лишь частью полуострова, омываемого океаном, что он продает? Он стал финансовым центром для всей Юго-Восточной Азии. Дания, страна с населением чуть больше, чем у Молдовы, без крупных природных ресурсов, что продает? Ноу-хау в области возобновляемых источников энергии, ноу-хау, связанное с охраной окружающей среды”, - проиллюстрировал Александру Фленкя свои слова, добавив:
„Что мы можем продать? Я думаю, что с первых лет независимости укоренилась идея о том, что, помимо человеческого потенциала, нам нечего предложить, кроме нашего географического положения между Востоком и Западом. Ну, 30 лет независимости показали, что продавать свое географическое положение не так просто, тем более что в глобализированном мире география начинает терять свою ценность. Более того, Приднестровье, как сепаратистская организация, светло к нулю наше географическое положение в смысле транзитного потенциала, с закрытыми мостами, захваченной железной дорогой и захваченными приднестровскими таможенниками. Практически весь транзит обходил нас”, - заявил бывший вице-премьер по реинтеграции. Но, по его словам, война в Украине вернула нам эту возможность в большей или меньшей степени: „Постепенно железнодорожная инфраструктура Республики Молдова и порт Джурджулешть внезапно стали намного важнее, чем они были до войны для всей зоны”.
Тем не менее, Александру Фленкя считает, что помимо этого, нам больше нечего выжать из нашего географического положения. „И тогда мы должны приложить усилия, чтобы возродиться и предложить решения (...) Предвидя вопрос, что делать с приднестровским конфликтом в контексте будущего, мы хотим верить, что вступление в Европейский Союз ускорит процесс, но, естественно, имея неразрешенный конфликт и российские войска на нашей территории, нас никто не ждет в ЕС. В этом вопросе мы должны предложить решения. Не ждать их откуда-то. Мы должны их сформулировать. Как мы можем способствовать повышению безопасности в этой зоне Европы? Естественно, не армией, не военным потенциалом (...) У нас нет ресурсов, которые имеют значение для ЕС. Вместо этого у нас богатый опыт и определенные успехи в области региональной безопасности, в области переговоров и регулирования конфликтов”, - добавил эксперт.
С другой стороны, Александру Фленкя считает, что Молдова больше не сталкивается с кризисом беженцев, который закончился в момент, когда число украинцев в нашей стране начал сокращаться. Напротив, по его словам, Молдова находится в начале социального, экономического и политического кризиса, связанного с тем, что статус пребывания здесь 70 тыс. украинцев недостаточно регламентирован. Эксперт считает, что власти должны сделать больше, чтобы облегчить трудоустройство беженцев, а более четкий правовой статус обеспечит больше безопасности и им, и работодателям. „Государство Республика Молдова на основе ратифицированных нами международных конвенций обязано предоставить им минимальный набор гарантий, государственных услуг, услуг здравоохранения, образования, инклюзивности”,- добавил директор Ассоциации „Инициатива за Мир”, бывший заместитель премьер-министра по вопросам реинтеграции Александру Фленкя.
256-е публичные дебаты на тему „Статус страны-кандидата в условиях совокупных кризисов, внутренних и внешних” из цикла „Развитие политической культуры посредством публичных дебатов” были организованы IPN при поддержке немецкого Фонда Ханнса Зайделя.