Александр Ржавитин – молодой человек, бежавший в 2015 году из военных структур приднестровского региона, а в декабре прошлого года задержанный в Тирасполе – вновь оказался в той же воинской части. Приднестровская пресса опубликовала материал, в котором он заявляет, что его никто не избивал и не унижал, и что „положение дел в армии улучшились”. Молдавские власти и адвокат молодого человека ставят под сомнение искренность этих заявлений, отмечая, что репортаж с участием Александра Ржавитина вызывает ряд вопросов.
Адвокат Promo-LEX Павел Казаку заявил для Агентства IPN, что в течение месяца ни семья, ни адвокаты не имели к нему доступа. Известно было только то, что он находится в тюрьме в Тирасполе. Потом матери разрешили с ним повидаться, но под наблюдением. Стало известно, что применённая к нему мера в виде ареста была отменена, и молодого человека перевели в ту же воинскую часть, из которой он сбежал в 2015 году.
„Видео с его участием вызывает много вопросов. Почему это видео появилось сейчас, а не тогда, когда его задержали? Какой интерес Тирасполю показывать, как хороша так называемая армия приднестровского региона? Потому что, если внимательно посмотреть это видео, можно увидеть, что они, фактически, признают то, что рассказывал Александр в 2015 году о насилии, происходящем в так называемой приднестровской армии, о преследованиях и запугиваниях, которым там подвергались новобранцы. Это подтверждает и Тирасполь. Его положение по-прежнему остаётся неопределённым, потому что его всё ещё преследуют в уголовном порядке согласно законодательству приднестровского региона. Ему предъявлены три обвинения, связанные с уставными отношениями и оставлением региональной воинской части.
По мнению адвоката, для молодого человека сохраняются определённые риски, в том числе потому, что ранее он сделал ряд публичных заявлений о поведении других новобранцев, а также вышестоящих чинов приднестровской армии. Более того, фактически он находится в другом месте заключения, хотя оно и не носит называние тюрьмы. Показанный недавно репортаж вызывает вопросы в условиях наличия прецедентов, когда молодые люди, находясь в заключении, называли своё положение хорошим, а позднее заявляли обратное. По словам Павла Казаку, Promo-LEX продолжит следить за этим делом и приложит усилия для улучшения положения Александра Ржавитина.
В беседе с корреспондентом IPN вице-премьер по реинтеграции Александру Фленкя отметил, что в условиях, когда Александр Ржавитин был переведён из одного места заключения в другое и по-прежнему не свободен, такие заявления на камеру не должны удивлять. „Потому что человек не находится на свободе. Он зависит от людей, которые по-прежнему держат его в заключении. Соответственно, это объясняет и его заявления”, - заявил вице-премьер.
Александру Фленкя утверждает, что за свою профессиональную карьеру он сталкивался с подобными случаями, когда люди в присутствии вышестоящих военных чинов говорили то, что их принуждали сказать, а в их отсутствие говорили совсем другое и просили о помощи, просили освободить их и привезти в Кишинёв. Бюро по реинтеграции продолжит предпринимать шаги по освобождению молодого человека и задействует для этого все административные ресурсы.
Председатель парламентской Комиссии по правам человека и межэтническим отношениям Дойна Герман сообщила IPN, что она видела этот репортаж с участием Александра Ржавитина, и он вызывает у неё много вопросов. „Если мы посмотрим на заявления Александра, то, исходя из его психологического портрета, мы поймём, что он говорит там некоторые вещи, которые не соответствуют истине. Сейчас очень печально осознавать, что на протяжении почти двух месяцев отсутствия гражданина нашей страны у нас не было о нём абсолютно никакой информации. Мы ничем не могли ему помочь, хотя бы медицинской или юридической помощью. В итоге мы увидели это срежиссированное видео, и больше, к сожалению, нет ничего”, - отметила парламентарий.
Депутат также заявила, что продолжит требовать вмешательства ответственных органов. По словам Дойны Герман, крайне важно, чтобы адвокат, врач и официальный представитель Кишинёва побывали там, куда призвали Александра Ржавитина, и побеседовали с ним наедине.