Отстраненный генеральный прокурор Александр Стояногло через своих адвокатов подал две жалобы в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) из-за обстоятельств, в которых „национальные суды ограничили ему определенные права”.
На пресс-конференции в IPN один из адвокатов, Виктор Мунтяну, заявил, что первая жалоба относится к тому факту, что его клиенту ограничили право на передвижение, а также к факту, что „процедуры инициирования уголовного преследования были совершенно произвольными”.
На Александра Стояногло было подано несколько обращений. 5 октября он должен был выступить с отчетом перед Высшим советом прокуроров (ВСП). Согласно процедуре, ВСП должен был принять решение по предложению о том, чтобы приступить или нет к уголовному преследованию и решить, должен ли тот же прокурор или другой вести уголовное преследование. По словам Виктора Мунтяну, в случае Стояногло уголовное преследование было немедленно начато прокурором, который был уполномочен только рассмотреть первоначально поданную жалобу.
Второе поданное в ЕСПЧ заявление касается того, что Александр Стояногло решением ВСП от 5 октября был отстранен от должности генерального прокурора. Последовала череда разбирательств в национальных судах, где Александр Стояногло жаловался на то, что его необоснованно отстранили от должности генерального прокурора. Национальные суды, Кишиневская апелляционная палата и Высшая судебная палата даже не пожелали рассмотреть дело по существу. В первоначальном заявлении указывалось также, что отстранение от должности и инициирование уголовного преследования были произведены по политическим критериям.
Адвокаты попросили объединить два заявления в ЕСПЧ и рассмотреть их в приоритетном порядке.
Виктор Мунтяну расценивает как злоупотребление отстранение от должности генерального прокурора и возбужденные против него уголовные дела. Именно для того, чтобы отстранить его от должности, в Закон о прокуратуре были внесены поправки, очень оперативно, в период отпусков, „с явным политическим налетом”, - отметил адвокат. Венецианская комиссия раскритиковала поспешность, с которой продвигались законодательные изменения, и поставила под сомнение необходимость отстранения генерального прокурора, - добавил Виктор Мунтяну.
По мнению адвоката, Александра Стояногло продолжают незаконно лишать определенных прав, хотя суд изменил ему меру пресечения - с домашнего ареста на судебный контроль. С его точки зрения как адвоката, суд ввел абсурдные ограничения, которых нет в законе. Например, запрет на явку в прокуратуру, когда он находится под следствием. Ему также было отказано в праве на общение с прессой, на участие в публичных дебатах.