Махинации типа „кражи миллиарда” или масштабные хищения из бюджета больше невозможны в Республике Молдова в настоящее время, – считает экономист Адриан Лупушор, исполнительный директор аналитического центра Expert-Grup, – „и по этой причине внешние финансовые доноры проявляют готовность предоставить прямую бюджетную поддержку, беспрецедентную по своим масштабам”.
Такое заявление экономист сделал в ходе дебатов в IPN, посвященных социально ответственному управлению внешним финансированием. По его словам, большой объем прямой бюджетной поддержки служит доказательством того, что нынешнее правительство имеет кредит доверия от внешних партнеров. Сюда же следует прибавить реформы, обеспечившие прозрачность финансово-банковскому сектору.
Говоря о внешнем финансировании дефицита бюджета, Адриан Лупушор подчеркнул соответствующий вклад Международного валютного фонда. Несмотря на то, что данное учреждение скорее придерживается принципов монетаризма, предпочитая инструменты косвенной поддержки, МВФ осознал важность стимулирующей бюджетной политики в условиях экономического кризиса и войны. Иными словами, МВФ решил помочь молдавскому правительству в его усилиях по прямой поддержке уязвимых групп населения, пояснил эксперт. Таким образом, прямая бюджетная поддержка предпочтительна в условиях кризиса, когда деньги нужны быстро, в особенности для проведения социальной политики.
Но это не означает отсутствия проектов по развитию инфраструктуры, таких, к примеру, как модернизация ЖДМ. Адриан Лупушор счел нужным выделить и проект „Сад Молдовы”, но скорее для того, чтобы осветить его проблему – слабое освоение средств. Речь идет о проекте, упрощающем молдавским садоводам доступ к финансированию. Ему не повезло стартовать в период после „кражи миллиарда”, когда ряд крупных банков страны оказались неправомочными из-за их несоответствия новым стандартам в области прозрачности состава акционеров. „К настоящему времени эта проблема полностью решена, мы должны четко об этом сказать. Сейчас банковский сектор полностью прозрачен, в нем были осуществлены реформы, которые очень активно проводились совместно с МВФ и другими партнерами по развитию”, - заверяет эксперт.
Адриан Лупушор упомянул и еще один проект – „Хорошие дороги”. Стартовавший в 2016 году при поддержке Всемирного банка, этот проект обзавелся сомнительной репутацией в силу того, что он был превращен в „электоральную наживку”, а также из-за низкого качества некоторых работ и „проблем с закупками”, наблюдавшихся при предыдущих правительствах. По словам эксперта, к настоящему времени использована лишь четверть первоначально предложенных средств.
Еще один пример проекта с внешним финансированием, который оставляет желать лучшего, – это проект определения границ земель, находящихся в публичной собственности. Адриан Лупушор считает, что здесь наблюдается дефицит политической воли, поскольку правильное определение границ земельных участков заденет ряд „сомнительных частных интересов”. „Его необходимо разблокировать, потому что от этого проекта зависит налогооблагаемая база местных органов власти, то есть мы говорим о деньгах на развитие, которые не поступают в бюджеты примэрий”.
Впрочем, имеются и эффективно управляемые проекты, особенно если их исполнителем является агентство, в котором „хорошо налажены все процессы”, такое как ОРМСП, которое на данный момент обладает рекордным бюджетом для развития малого и среднего бизнеса, отметил эксперт.
„В целом Республика Молдова не лучшим образом использует зарубежные возможности, и нам нужно над этим работать”, - указал экономист, поставив в пример Польшу. В этой стране действует агентство, которое аккумулирует средства от финансовых доноров и превращает их в жизнеспособные проекты. „Это централизованная институциональная структура, деньги поступают в банк по вопросам развития, процессы управления в этом банке поставлены образцово, в них участвуют представители и гражданского общества, и частного сектора, то есть речь идет о совете управляющих, который заботится о прозрачном и надлежащем расходовании средств. Этот банк гораздо теснее связан с потребностями экономики и имеет возможность гораздо быстрее направлять эти деньги в нужное русло. Считаю целесообразным создание аналогичной модели в Молдове”, - отметил Адриан Лупушор.
Коснувшись темы затрат, экономист подчеркнул, что внешнее финансирование гораздо удобнее в условиях, когда процентные ставки по внутренним кредитам составляют вплоть до 15–17%, по сравнению с 1–5% – в первом случае. Кроме того, речь идет о „длинных деньгах”, то есть средствах, предоставляемых в долгосрочной перспективе, которые не были бы доступны внутри страны, и которые можно использовать для финансирования инфраструктурных проектов.
Состоявшиеся дебаты стали 251-ми в цикле IPN „Развитие политической культуры”, реализуемом при поддержке Фонда Ханнса Зайделя.