Со всем тем хорошим и плохим, что в нём было, 2021 год заканчивается, и всё, чему он дал начало, оставляет свой след в судьбе человека, семьи, страны. О победах и промахах, надеждах и разочарованиях, приобретениях и потерях Агентство IPN побеседовало с теми, кому не всё равно, и кому есть что сказать. Каким оказался 2021 год для человека и гражданского активиста, вице-председателя Общественной ассоциации „Două Maluri” Петру Мустя.
Петру Мустя уроженец села Офатинц района Рыбница, населенного пункта, расположенного на берегу Днестра. В течение нескольких лет он вынужден находиться на правом берегу из-за борьбы за права человека, которую он вел в приднестровском регионе. Для него 2021 год был трудным, в первую очередь из-за пандемии, а также потому, что права человека на земле его предков продолжают нарушаться.
„Год начался с надежды на то, что будут хоть какие-то изменения, особенно на левом берегу, особенно в том, что касается прав человека. Я занимаюсь этим вопросом уже несколько лет, за что и вынужден был покинуть регион. Я сотрудничаю со многими организациями, защищаю права людей, и речь идет об очень разных категориях - предпринимателях, молодежи и о пожилых людях. К сожалению, ситуация в области прав человека на левом берегу Днестра в последние годы ухудшилась, и в этом году мало что изменилось. Мы надеемся, что государственные организации на правом берегу услышат и защитят нас, как это предусмотрено законом. Но результатов пока нет”, - отметил вице-председатель ассоциации.
Анализируя дела о нарушении прав человека в регионе, которые попадают в ЕСПЧ, создается впечатление, что европейские институты заботятся о ситуации в Молдове больше, чем конституционные власти. Так же думают очень многие люди, которые ждут решения их проблем. „Ожидания были и есть очень высокие, особенно после президентских выборов и после июльских досрочных парламентских выборов. Голос приднестровцев, отданный правым партиям, показывает, что народ на левом берегу так же стремится к лучшей жизни. Ведь в регионе остались только старики, пенсионеры с низкими пенсиями или те, кому некуда идти. Отмечается большая деградация в области медицины, социальной защиты, образования. Так называемым приднестровским властям не нравится, что люди пытаются высказывать свое мнение. Многие люди заключены в тюрьму, другие вынуждены покинуть зону, и не имеют обратного доступа. Выходит, что, будучи коренным жителем, вы не можете быть рядом со своей семьей, родственниками”, - отметил Петру Мустя.
Он считает, что это происходит потому, что те, кто допускает злоупотребления, не отвечают за свои действия по закону. Недавно в регионе были организованы так называемые выборы. В них хотели принять участие несколько человек, которые, возможно, даже имели хорошие цели, но тираспольская администрация наступила ногами на все их надежды, отметил вице-председатель Общественной ассоциации „Два берега”.
„Приднестровская проблема была создана искусственно. Ведь между братьями не устанавливаются границы. Я несколько лет не видел свою мать, которой за 70 и которая живет недалеко. И в такой ситуации находятся очень много людей. Нарушается наша свобода передвижения, мы не можем ступить на землю бабушек и дедушек, где похоронены наши предки. Этот год, к сожалению, оставляет нас отделенными от наших близких. Есть много проблем, но мы остаемся с большими надеждами на реальные изменения на благо и будущее людей с обоих берегов Днестра. Я хочу видеть свою мать и внуков не только в интернете, но и вживую”, - отметил Петру Мустя.
Люди устали от ограничений, процедур, наложенных на так называемых границах. Как будто уезжают за границу. Еще и пандемия, использованная как повод для ограничения доступа в регион. Но у людей там есть родственники, у них есть семьи, говорит Петру Мустя. Он надеется, что с изменением власти последуют ощутимые изменения и для граждан Республики Молдова с левого берега Днестра. Если и сейчас не будет реальных изменений для населения, особенно в юстиции, тогда люди просто окажутся на грани отчаяния. Ведь проблемы с правосудием на правом берегу затрагивают всю страну.