В конце года IPN представляет ретроспективу событий, которые больше всего повлияли на развитие ситуации в Республике Молдова и мнения экспертов об этих событиях, их последствиях и чего следует ожидать от них в будущем.
---
С июля этого года Россия запретила ввоз на свой рынок молдавских фруктов и консервов. С сентября вступили в действие таможенные пошлины на остальную продукцию и товары, ввозимые из Молдовы. Позднее, с конца октября, был запрещён импорт из Молдовы мяса и мясопродуктов. Эксперт по экономическим вопросам Виорел Киврига считает, что действия России непосредственно связаны с курсом, выбранным Республикой Молдова. Хотя действия России и происходили не одновременно, можно было заранее догадаться, что на самом они были направлены против подписания и ратификации Соглашения об ассоциации Молдовы и ЕС.
По словам Виорела Кивриги, с устранением из России молдавских алкогольных напитков был утрачен значительный сегмент российского рынка. В растениеводческом секторе наибольший ущерб понесли производители яблок и слив. Всё же, утерянные доходы оказались не столь велики, как считалось первоначально. Продукция, которая должна была поступить на российский рынок, была перенаправлена на другие рынки или переработана в Молдове.
В прошлом году объём импорта из России составил чуть более 70 миллионов долларов, а экспорт – около 200 миллионов. Виорел Киврига отмечает, что с момента введения ограничений, в случае алкогольных напитков, были упущены доходы в размере около 80 миллионов долларов, а в сфере растениеводства – до 80 миллионов. Фактически, продукция растениеводства была перенаправлена на европейские рынки или в Беларусь, а также поступила на переработку. На внутреннем рынке цены на продукцию, которую не было возможности экспортировать в Россию, не снизились. Что касается производства в перерабатывающей промышленности, то здесь у производителей остались большие запасы готовой продукции, потому что найти для неё рынок сбыта оказалось не так легко. В животноводческом секторе ситуацию нельзя назвать драматичной, так как экспорт продукции этой отрасли в Российскую Федерацию невелик.
По мнению Виорела Кивриги, произошло то, что прогнозировали эксперты, но чего простые люди не ожидали. Подписанные Республикой Молдова соглашения являются шансом, который, однако, может быть упущен очень легко. Соглашение о свободной торговле, подписанное со странами СНГ, показало, что оно ничего не гарантирует и может быть нарушено. Эксперт отмечает, что для нас произошедшее представляет большую проблему, учитывая большое количество людей, занятых в этих секторах или связанных с ними, но он также считает это и уроком, даже последним предупреждением для государственных учреждений, чьи действия в условиях этого года оказались ниже всякой критики. Виорел Киврига настаивает, что определённые уроки следовало извлечь ещё из российского эмбарго 2005–2006 годов, должен иметься альтернативный сценарий для устранения последствий такого удара, но государственные учреждения в этом году практически самоустранились. „Думаю, что, по большому счёту, и производители во-многом несут свою вину, потому что они должны были принять меры для нормальной деятельности”, считает эксперт.
В настоящее время понятно, что иного пути, кроме диверсификации экспортных рынков, не существует, и в этом направлении уже предпринимаются шаги. Виорел Киврига, однако, убеждён, что диверсификация рынков сбыта займёт несколько лет. Уже сейчас мы видим, как молдавская продукция выходит на рынки Азии и Африки. Кроме того, некоторые продукты, производимые в тех регионах страны, где Соглашение об ассоциации с ЕС было воспринято с недоверием, начинают проникать на европейский рынок. В частности, это относится к производителям из Гагаузии. Появляется и опыт, который следует популяризировать посредством обмена опытом, что поможет предприятиям в их проникновении на новые рынки.
----
Примечание: В рамках данной ретроспективы были проанализированы получение безвизового режима с ЕС и подписание Соглашения об ассоциации с ЕС. В следующих материалах эксперты прокомментируют выборы 30 ноября и формирование парламентского большинства.
Марьяна Галбен, IPN