Предусмотренный законом срок в 15 рабочих дней о доступе к информации для предоставления информации государственными учреждениями является преувеличенным, считают профессионалы средств массовой информации. Сокращение этого срока до 5 дней должно быть первоочередным приоритетом властей. Аналогичным образом, необходимо устранить практику отправки ответов письмом и сделать это в режиме онлайн, например, по электронной почте. Данный вопрос был рассмотрен на заседании «за круглом столом», организованном Советом Европы в Кишиневе, передает IPN.
По словам председателя Ассоциации независимой прессы, соавтора Кодекса аудиовизуальных услуг СМИ Еуджениу Рыбки, 15-дневный срок для предоставления информации, представляющей общественный интерес, по запросу журналистов, является преувеличенным, тем более что в настоящее время вся информация находится в компьютерах. соответственно подготовка ответов упрощена. Кроме того, приоритетом является создание очень четкого механизма, который обязывал бы государственные учреждения размещать большую часть информации на веб-сайтах, чтобы у журналистов «возникла проблема с ее поиском из-за очень большого объема».
По мнению Еуджениу Рыбки, существуют большие проблемы с точки зрения права доступа к информации. Конвенция Совета Европы предусматривает возможность прямого и эффективного доступа к защите. Это также предусмотрено национальным законодательством, но оно не работает. Когда их право на доступ к информации нарушается, журналисты могут обратиться в суд, «только дело в том, что миссия журналиста - заниматься журналистикой, а не бегать по судам», поэтому необходимо вернуться к этому вопросу.
Председатель AНП предложил внести поправки в Закон о доступе к информации. Он считает, что в законе следует очень четко указать, кто является поставщиками информации, поскольку большинство государственных предприятий, созданных на государственные деньги, игнорируют соответствующее законодательство и интерпретируют его по своему усмотрению. Это также требует разработки эффективных правил разграничения информации, представляющей общественный интерес, в области персональных данных. Необходимы эффективные внесудебные процедуры обжалования, эффективные механизмы контроля за исполнением законодательства, а также эффективные санкции.
По мнению главы Представительства Совета Европы в Кишиневе Уильяма Массолина, свобода прессы и средств массовой информации очень важна, поскольку достигается вместе с доступом к информации и свободой слова. В Молдове национальные и международные организации определили определенные ограничения доступа к информации, что является одной из проблем, с которыми сталкиваются журналисты. Культура доступа к официальным документам дает гражданам возможность сформировать мнение об обществе, в котором они живут, и об органах власти, которые ими управляют. Доступ к информации, предусмотренный также Конвенцией Совета Европы в этом контексте, является важным элементом демократии и прозрачности государственных органов.
Директор Центра независимой журналистики Надин Гогу говорит, что, к сожалению, есть серьезные проблемы неудовлетворительной коммуникации со стороны государственных учреждений, коммуникаторов, о чем сообщают коллеги-журналисты и гражданское общество. Кроме того, законодательство устарело и не соблюдается должным образом. Это мешает журналистам передавать информацию правдиво и оперативно. По ее мнению, надо делать таким образом, чтобы чиновники понимали, что в случае несоблюдения закона, к ним будут применены санкции. В этой области, и не только, существуют проекты, разработанные гражданским обществом, которые после принятия помогут изменить ситуацию к лучшему, но существует потребность в регулярном мониторинге их реализации.
По словам директора еженедельника расследований "Ziarul de Gardă" Алины Раду, властям сложно понять потребности журналистов. Им нужно понимать, что «информация принадлежит гражданам, а власти только облегчают людям доступ к информации». По ее мнению, любому репортеру необходим доступ к реестрам, которые также содержат личную информацию, полезную для журналистов, занимающимися расследованиями, и не только. Она говорит, что есть группы журналистов, которые со всей ответственностью выполняют работу, представляющую общественный интерес, есть критерии оценки медиа-учреждения, есть этический кодекс, критерии прозрачности, поэтому она не видит причин отказывать журналистам в доступе к необходимым данным.