Заявления Владимира Воронина. Эксперты IPN

При завершении полномочий очередного парламента, патриархи молдавской политики Владимир Воронин, Думитру Дьяков и Михай Гимпу подводят итоги, делают прогнозы и зарисовки новых политических горизонтов. Для Владимир Воронин, чьи политические ученики находятся в настоящее время у руководства крупнейших партий, контролируя и самые важные должности в государстве, горизонты будущего кажутся мрачными. В передаче от 30 ноября 2019 года на телеканале TVC21 председатель Партии коммунистов объяснил потенциальным независимым кандидатам по одномандатным округам, что их примерно ждет в избирательной кампании 2019 года: Механизм регистрации независимых кандидатов был создан таким образом, чтобы они могли быть исключены из избирательной гонки в любой момент.

Однако заявление лидера коммунистов скрывает одну тайну, хотя Владимир Воронин и раскрывает механизм, с помощью которого независимые кандидаты могут быть исключены из избирательной кампании: „Если увидят, что он имеет авторитет в округе, где он баллотируется, то его могут исключить из гонки в любой момент… власть изобрела процедуру сбора подписей, которые могут оказаться недействительными, если за определенного кандидата подпишутся люди, которые подписались и за других политиков. Был изобретен и тест на неподкупность, которого кандидат может не пройти за любую деталь. Затем был изобретен тест на проверку здоровья. Все эти тесты были придуманы, чтобы создать барьеры, например кандидат может пройти проверку на неподкупность, но не соберет необходимые подписи. Собрал подписи, но не пройдет тест на здоровье”.

Владимир Воронин знает, что говорит, ведь возглавляемое им политформирование, которое воспитало многих нынешних политических лидеров, действовало примерно так же, когда было у власти в период 2001-2009 годов. Самым ярким примером, в этом смысле, является сбор подписей для инициирования Социал-демократическим альянсом (СДА) законодательного референдума об изменении избирательной системы в 2002 году. Тогда СДА собрал необходимое количество подписей, а Центральная избирательная комиссия (ЦИК) признала их, передав парламенту документы, которые подтверждали правильность процедуры инициирования референдума. Следовало, чтобы законодательный орган объявил проведение референдума, либо принять соответствующий закон, не прибегая к народному голосованию. Как поступил парламент, контролируемый коммунистическим большинством? Именно так, как прогнозирует Владимир Воронин, что поступит нынешняя власть в отношении независимых кандидатов на парламентских выборах 2019 года. Тогда, в 2002 году, Комиссия по вопросам права, назначениям и иммунитету парламента взялась проверять деятельность ЦИК, обвинив комиссию в том, что плохо проверила подлинность подписей. Коммунисты проверили около 10% подписей, но быстро устали, объявив обществу, что, вероятно, многие подписи подделаны. Так закончилась та история, которая доказывает, что ПКРМ еще в те времена не переваривала смешанную систему.

Из вышесказанного вытекает, что Владимир Воронин имеет право полагать, что и в настоящее время его последователи сохранили рефлексы, приобретенные во время господства ПКРМ. Тем не менее, здесь есть еще кое-что, что может объяснить, почему лидер ПКРМ выражает обеспокоенность в связи с независимыми кандидатами по одномандатным округам. Действительно, как случилось, что политик, который с молодых лет связал себя с определенной партией, начал заботиться о потенциальных независимых кандидатах? Дело в том, что на выборах по одномандатным округам независимые кандидаты поставлены в равные условия с кандидатами политических партий. Требования ко всем кандидатам одинаковые. Единственным исключением является то, что кандидаты по партийным спискам должны представить при регистрации и решения о назначении со стороны партийных органов. В остальном, для всех кандидатов, процедуры, требования, необходимые документы для представления в избирательные окружные органы одни и те же.

Так что сказанное лидером ПКРМ имеет более простое объяснение. Кажется, лидер ПКРМ просто ищет оправдания тому, чтобы партия, которую он представляет, не участвовала в выборах по одномандатным округам, а только в национальном округе. Существует слишком много хлопот в одномандатных округах – инициативные группы по выдвижению кандидатов, открытие счетов для финансирования инициативных групп, сбор подписей за каждого кандидата, составление финансовой отчетности, составление и собрание около 10 документов на каждого кандидата и др. Для чего столько усилий, если на выборах по одномандатным округам имеет смысл бороться за относительное большинство голосов? ПКРМ не имеет шансов получить такое большинство. В настоящее время такие шансы имеют только партии, возглавляемые бывшими воспитанниками ПКРМ. Зато, в национальном округе, каждый голос имеет значение для того, чтобы достичь необходимый избирательный порог в 6%.

Поэтому, имеет смысл конкурировать только в национальном округе. По одномандатным округам ПКРМ конкурировала бы на самом деле не в свою пользу, а против бывших подопечных. К чему эти усилия, если все равно после выборов эти ученики, в той или другой форме, пропишутся у власти. В этих обстоятельствах, ПКРМ предпочла бы сосредоточиться на выборах только в национальном округе. Так что заявления Владимира Воронина о независимых кандидатах, по сути, сделаны в пользу минимальных усилий со стороны ПКРМ.

Эксперты IPN

You use the ADS Blocker component.
IPN is maintained from advertising.
Support the Free Press! Some features may be blocked, please disable the ADS Blocker component.
Thanks for understanding!
IPN Team.