Заключительный этап Второй мировой войны: реальность и мифы о вкладе СССР и Антигитлеровского союза. Дебаты IPN

Вторая Мировая война уничтожила десятки миллионов человеческих жизней, городов, сел и целых стран, однако продолжает порождать ностальгию по советскому прошлому. И эта ностальгия влияет на отношение некоторых людей к сегодняшней войне в Украине, к безопасности собственного государства и даже к личной безопасности, но и относительно направления развития страны в будущем. Объяснение такому положению дел можно найти частично в недавней публикации, появившейся в одном из журналов Министерства обороны Российской Федерации, в которой говорится, что происходящее в Украине является „продолжением Великой отечественной войны”. Авторы основывают свой вывод на ложном утверждении о том, что „страны, которые ввели санкции в отношении России и помогают украинскому режиму, - это те страны, которые воевали против СССР во время Второй мировой войне”. „Эти страны мстят России в Украине за нашу великую победу”,  утверждают авторы, даже если половина из названных ими стран входила в Антигитлеровский союз, соответственно, воевали не против, а вместе с СССР во Второй мировой войне. Данная ситуация была проанализирована в ходе публичных дебатов „Заключительный этап Второй мировой войны: реальность и мифы о вкладе СССР и Антигитлеровского союза. Послевоенная судьба СССР, Германии и народов, освобожденных из-под нацистской оккупации”, организованных Информационным агентством IPN.

Постоянный эксперт проекта Игорь Боцан заявил, что существуют десятки определений фашизма, но все они имеют что-то общее. „Фашизм - это тотальная и жесткая диктатура, которая распространяется на все сферы человеческой жизни, общества и государства, а диктатура - противоположность демократии, поэтому все в фашизме выступает против демократии. В экономике свобода предпринимательства и конкуренции заменяется преувеличенной ролью государства и полным контролем над всем производством с целью мобилизации, структурирования и адаптации к потребностям политического режима. В политике это неограниченная сила харизматического лидера, считающегося несменяемым, родителем нации, который олицетворяет государство и народ в отсутствие выборов, или чисто декоративных выборов”, - объяснил эксперт.

По его словам, одной из стратегических и тактических целей фашизма является территориальная экспансия, и эта цель требует полной мобилизации граждан. Этатизм представляет собой неограниченную власть и влияние государства, считающегося высшей ценностью в фашистском режиме. „Главное в фашизме - это идеология, под которой понимается фашистская диктатура, которая отличается от любой другой диктатуры. Фашизм всегда является жестким и антилиберальным, он обязательно опирается на привлекательную, неоспоримую идею. Человек, согласившийся с этой идеологией, принимает всю идеологию фашистской диктатуры. Вот почему существует потребность в безоговорочном сплочении вокруг лидера, который на самом деле воплощает эти идеи и утверждает, что решает судьбу и будущее народа. Для достижения своих целей применяется тотальный террор, исключение иностранцев и инакомыслящих как врагов национального сообщества”, - отметил Игорь Боцан.

И фашизм, и нацизм характеризуются исключительностью, однако разница между ними в том, что фашизм возник в Италии и строился на идее величия Римской Империи и исключительности итальянцев как таковых. А немецкий национал-социализм выдвинул на первый план расовую идею, идеологию кровного единства немцев и их абсолютное биологическое превосходство над другими расами, народами и нациями.

„Что касается Антигитлеровской коалиции, она была создана в 1941 году, когда 12 июля было подписано соглашение между Советским Союзом и Великобританией о борьбе с Германией, а затем 14 августа 1941 года был подписан еще один исторический документ. Речь идет об Атлантической хартии, подписанной между Британией и Советским Союзом, а 1 января 1942 года была сформирована, формально, Антигитлеровская коалиция, официально подписанная 26 странами. К концу войны, в 1944 году, было уже 54 страны”, - добавил Игорь Боцан.

Эксперт говорит, что ностальгия представляет собой идеализацию событий, времен, мест, с которыми связаны приятные воспоминания. „Последствия ностальгии сводятся к воспоминаниям о прошлом, которые кажутся более привлекательными, чем само прошлое. Переживания ностальгии варьируют от сладкой грусти до навязчивых и даже депрессивных состояний”.

Доцент, доктор истории, зав. Секции Современной истории Института истории Вирджилиу Бырлэдяну отметил, что открытие Второго западного фронта было направлено на радикальное изменение ситуации. „Он должен был сформировать эту архитектуру Новой Европы, учитывая договоренности, которые были заключены в Тегеране, Ялте, Потсдаме, и в результате была сформирована новая структура, и по всей Европе была проведена новая граница. Что касается Восточного фронта, который был открыт для наступления Красной армии по всем направлениям, хочу отметить страницу, связанную прямо с нашей историей - Ясско-Кишиневскую операцию. Фактически, фронт в марте 1944 года остановился примерно на границе Днестра и части Северной Молдовы. Затем к лету ожидались новые действия для продвижения Красной армии. В августе, после нескольких нападений, началось наступление” - отметил доцент, доктор истории.

По его словам, то, что произошло на плацдарме в Кицканах, но, в частности, на плацдарме в Шерпенах, является менее известной и очень трагической страницей в истории, которую официальная пропаганда, особенно в советское время, пыталась изменить и передать триумфальный образ этого наступления. Она должна была выглядеть как простая приятная поездка, а не кровавая война с большим количеством убитых и злоупотреблений. „Здесь произошла массовая бойня, в значительной степени игнорируемая историческими документами советского периода. Перед общим наступлением были сосредоточены многочисленные войска, но это была ложная операция, которая должна была привлечь силы противника в этот регион. Тогда главный удар должен был произойти с северной стороны, и конечно с плацдарма Кицкань”, - сказал историк.

Вирджилиу Бырлэдяну уточнил, что в Шерпенах были сосредоточены мобилизованные солдаты, плохо подготовленные, неоснащенные, которые даже не были одеты в военную форму. „18 августа около 30 тыс. человек были подняты без артиллерийской подготовки, брошены на минное поле. И они имитировали это наступлению в течение нескольких дней. У них не было шансов, и люди с этих мест говорили, что в это время Днестр стал кроваво-красным. Это была массовая трагедия, которую официальная пропаганда советского периода замалчивала. В период Воронина в Шерпенах было организовано множество мероприятий, но они не раскрывали правду об этом эпизоде войны. И другие этапы войны, приведшие к ее окончанию, были столь же кровавыми, потому что сталинский режим не изменил свою суть в период войны”,- добавил зав. Секции Современная история, Институт Истории.

Политолог, главный исследователь Исследовательского института Радио Свободная Европа в Мюнхене и Института международных исследований и проблем безопасности в Берлине Аннели Уте Габани сказала, что Россия сегодня хочет продолжения не только Второй мировой войны, но и каким-то образом хочет изменить результаты, полученные после падения Берлинской стены. „Это правда, что сначала коммунистическая идеология была интернационалистической, но Сталин произвел идеологический сдвиг, превратив войну Советского Союза против Германии в Великую отечественную войну. Он очень интенсивно использовал национализм и патриотизм во второй половине войны”, - отметила Аннели Уте Габаньи, автор исследований по недавней истории и безопасности, посвященных Румынии и Республике Молдова.

По ее мнению, стоит отметить, что сегодня делается упор именно на мобилизационную ноту того времени, пытаясь представить войну или так называемую специальную операцию против Украины как борьбу, борьбу России, которая, по ее мнению, защищает интересы народов, современного мира и международного порядка против предполагаемого неонацизма. „Путин утверждает, что в Киеве есть этот неонацизм, а также новая пронацистская коалиция, которая пришла якобы на помощь Украине в этой новой войне”,- сказала она.

„Это метод легитимации нынешней войны России против Украины. Это сегодняшний метод мобилизации дезинформированного и неосведомленного населения России. Похоже, что эта пропагандистская тактика набирает популярность в этой стране. С другой стороны, это также тактика, объясняющая борьбу Путина, который 15 лет назад сказал, что распад Советского Союза является якобы самой большой катастрофой 20-го века. И мы помним дипломатические заявления перед военным нападением на Украину, в которых было очень ясно сказано, что Россия стремится вернуть историю к 1997 году, году, когда было решено расширить НАТО”,- добавила немецкий политолог.

8-е публичные дебаты на тему „Заключительный этап Второй мировой войны: реальность и мифы о вкладе СССР и Антигитлеровского союза. Послевоенная судьба СССР, Германии и народов, освобожденных из-под нацистской оккупации” из цикла „Сто лет под знаком СССР и тридцать одни год без СССР: Ностальгия по химерам” организованы Агентством IPN при поддержке немецкого Фонда Ханнса Зайделя.

You use the ADS Blocker component.
IPN is maintained from advertising.
Support the Free Press! Some features may be blocked, please disable the ADS Blocker component.
Thanks for understanding!
IPN Team.

IPN LIVE