|
|
Анатол Цэрану | |
4 апреля 2024 года Организации Североатлантического договора (НАТО) исполнилось 75 лет, но Организация не в настроении праздновать. Война в Украине держит всех в напряжении. Даже если с самого начала создания и на протяжении большей части своего существования НАТО функционировала хорошо, сегодня ситуация изменилась, выродившись в более или менее официальные разговоры о вероятной ядерной войне. До развязывания российской военной агрессии в Украине подобные призывы к применению ядерного оружия были категорическим mauvais tone, то есть дурным тоном, в международном публичном пространстве. Но сегодняшний мир вступил в фазу радикальных перемен, масштабы и нюансы которых пока совсем не ясны.
75 лет мира и гарантированной безопасности
75 лет назад, 4 апреля 1949 года, представители десятка стран подписали в Вашингтоне Североатлантический договор, „чтобы защитить свободу, общее наследие и цивилизацию своих народов, основанных на принципах демократии, свободы личности и верховенства закона”. Все эти цивилизационные ценности НАТО пришлось защищать от агрессивных устремлений сталинской Москвы, которая на тот момент уже подчинила себе страны Восточной Европы и мечтала о расширении до Ла-Манша и Гибралтара.
С 4 апреля 2024 года начался обратный отсчёт до Вашингтонского саммита Организации Североатлантического договора (9-11 июля), который будет отмечать 75-летие Договора. Столько же лет мира и безопасности для государств-основателей в его составе. Беспрецедентное достижение для европейского пространства, находящегося под опекой НАТО, и для народов стран-членов. Это модель безопасности, о которой мечтали другие народы, чья история не позволила им стать частью этого избранного клуба государств с гарантированной безопасностью.
Вынужденное расширение из-за российской агрессивности
После окончания „холодной войны” и распада СССР в 1991 году Альянс НАТО расширился в Восточную Европу двумя большими волнами - в 1999 и 2004 годах. Расширение является неотложным делом. Российский президент Владимир Путин уже давно поддерживает старый советский тезис об агрессивности НАТО, продолжая эту абсурдную байку о том, что якобы расширение НАТО на восток - это своего рода империалистический проект, замышляемый для того, чтобы поставить под угрозу безопасность России. На самом же деле Блок НАТО расширился в результате постоянного давления со стороны бывших государств-сателлитов Cоветского Союза с требованием их принятия в Альянс в надежде обезопасить себя от империалистической России. Агрессивная политика Москвы несёт главную ответственность за расширение НАТО, а недавний случай Финляндии и Швеции не оставляет никаких сомнений в этом.
Альянс считается страховым полисом для новых демократий, возникших в пространстве, где еще вчера властвовала Москва. Но спустя 75 лет после своего основания Альянс НАТО сталкивается с трудными проблемами и большой неопределенностью. В условиях военного конфликта на европейской земле НАТО находится на перепутье, и роль Блока НАТО представляется как всё больше нуждающийся в обновлении. Альянс руководствуется принципами, изложенными в его стратегической концепции, текущая версия которой датируется 2022 годом. Концепция провозглашает стремление „содействовать международному миру и безопасности” и определяет „предотвращение кризисов и управление ими” среди своих трёх приоритетов. Концепция провозглашает, что НАТО „будет сотрудничать с другими международными игроками в рассмотрении более общих обстоятельств, подпитывающих кризисы и нестабильность”, и подчеркивает её отношения сотрудничества с другими международными организациями.
Вопросы, пока не имеющие ответов
В ближайшем будущем НАТО должна дать чёткие ответы на ряд вопросов. Каково будущее расширения НАТО? Где именно проходят географические пределы Альянса? Является ли развёртывание войск за пределами границ Альянса частью его планов на будущее? Как можно убедить всех членов НАТО расходовать 2% своего ВВП на армию, если в настоящее время этого не делает даже половина их? Будет ли НАТО всегда проводить политику „открытых дверей”, поскольку статья 10 Договора позволяет любому „европейскому государству, способному поддерживать принципы этого Договора и способствовать безопасности Североатлантического региона”? И это в условиях, когда Босния и Герцеговина, Украина и Грузия давно заявили о своей заинтересованности в присоединении к Альянсу.
С большого расстояния во времени можно сказать, что утверждение о том, что Организация Североатлантического договора действительно функционировала, не вызывает никаких сомнений. И совсем не будет преувеличением вывод о том, что Североатлантический договор выиграл холодную войну. Однако 75-летие подписания Североатлантического договора должно бы заставить лидеров организации осознать, что им необходимо формировать её будущее принятием ряда трудных решений. Выборы нового генерального секретаря Альянса, возможно, должны сопровождаться разработкой новой редакцией стратегической концепции, в тексте которой будут найдены ответы на сформулированные выше вопросы. А времени на правильную формулировку этих ответов не так уж и много.
Война и место Украины в НАТО
Актуальной проблемой для НАТО является управление ситуацией войны в Украине, а также определение места и будущей роли этой страны в организации. На саммите в Вильнюсе в июле 2023 года союзники сказали, что Украина станет членом НАТО. В действительности же Соединенные Штаты и Германия сейчас не намерены взять на себя обязательство соблюдать график или направить официальное приглашение Украине. Эти два столпа организации опасаются эскалации конфликта и отказываются от любого прямого вмешательства НАТО против России. Но превыше всех этих соображений становится ясно, что на саммите в Вашингтоне должна быть разработана „четкая дорожная карта” для Украины.
В качестве прелюдии к будущим переговорам в Вашингтоне генеральный секретарь организации Столтенберг предложил создать „миссиюУкраины” в рамках НАТО, представленной как метод подготовки к её вступлению, когда настанет время. Бывший премьер-министр Норвегии предлагает прежде всего создать фонд военной поддержки в 100 миллиардов долларов (93 миллиарда евро) в пользу Киева. Этот фонд должен будет финансироваться союзниками в зависимости от их валового внутреннего продукта. Согласно этому ключу распределения, Соединенные Штаты должны будут внести 30 миллиардов, Германия - 20 миллиардов, Франция - около десяти миллиардов.
На данный момент реакция на эту инициативу неоднозначна. В отсутствие немедленного компромисса Столтенберг предлагает объединить под единым зонтиком НАТО двусторонние соглашения о безопасности, которые союзные государства уже подписали с Украиной. Великобритания, Германия, Франция, Италия и Нидерланды взяли на себя долгосрочные обязательства по этому вопросу более чем на десять лет, а США могли бы сделать это на саммите в Вашингтоне.
Инициативу Столтенберга необходимо тщательно изучить в Кишиневе
Эта инициатива Столтенберга заслуживает того, чтобы с наибольшим вниманием ее рассмотрели в Кишиневе, где идёт работа над разработкой новой Стратегии национальной обороны. Привлекает внимание констатация из черновика этого разрабатываемого документа, которая определяет как бесспорный тот факт, что Республика Молдова не может в одиночку противостоять современным вызовам „безопасности и обороне государства, особенно в условиях напряженности и передовых технологий современной войны, а поддержка партнёров в достижении этого пункта остаётся критическим. В то же время развитие событий после 24 февраля 2022 года на региональном и международном уровне определило и ускорило процессы интеграции в Европейский Союз, активизации отношений с Организацией Североатлантического договора (далее - НАТО), и углубления существующего двустороннего партнёрства, а также выявления новых возможностей в этом отношении”.
Важно, чтобы в тексте Стратегии национальной обороны, которая будет утверждена в обозримом будущем, более чем реалистичная вышеприведённая констатация не была только формально воспроизведена, но и подкреплена определением конкретных мер по устойчивому повышению оборонных мощностей Республики Молдова. Рассматриваемая с этой точки зрения Стратегия может предусматривать политические и дипломатические меры по повторению в случае Республики Молдова опыта Украины по ведению переговоров и подписанию двусторонних соглашений о безопасности со странами НАТО. Как и необходимо изучить возможность создания „миссии Республики Молдова” в рамках НАТО с целью повышения степени институционализации и активизации отношений сотрудничества Республики Молдова с Организацией Североатлантического договора. Только по этому пути станет возможным максимально повысить степень приспособления обороноспособности Национальной армии и государства к потребностям гарантирования национальной безопасности.
IPN публикует в рубрике Op-Ed материалы авторов извне редакции. Высказанные ими мнения не обязательно совпадают с мнениями редакции.