|
|
Анатол Цэрану | |
2 февраля в Комрате руководство АТО Гагаузия, получающее финансирование от беглого олигарха Илана Шора, при содействии депутатов-шористов Марины Таубер и Вадима Фотеску, организовало сепаратистский марш, отмечая десятую годовщину незаконных референдумов, которые состоялись в АТО Гагаузия 2 февраля 2014 года. Тогда, десять лет назад, в Автономном территориальном образовании Гагаузия прошли два консультативных референдума относительно вектора внешней политики: европейская интеграция или интеграция в Таможенный союз. Также прошел законодательный референдум о возможной независимости Гагаузии в случае изменения независимого государственного статуса Республики Молдова.
Референдум был вдохновлен и поддержан внешними силами
Так называемый референдум 2014 года не возник спонтанно. Гагаузский референдум, инициированный тогдашним башканом Гагаузии Михаилом Формузалом, был инспирирован и поддержан извне и финансировался непосредственно из Российской Федерации. Те, кто поддерживал и продвигал этот референдум, руководствовались интересом остановить Республику Молдова с пути европейской интеграции и поставить под угрозу подписание и ратификацию Соглашения об ассоциации. Помимо финансовой поддержки для проведения референдума, автономию посетила группа депутатов Государственной Думы РФ и российских журналистов, у которых была миссия по интернационализации этой темы.
Даже несмотря на то, что проведение „референдумов” 2 февраля 2014 года было признано судом Комрата незаконным и результаты этого плебисцита не имели правовых последствий, формальное голосование гагаузов продемонстрировало разительный диссонанс между доминирующими политическими предпосылками в молдавском обществе в целом и абсолютным большинством гагаузской общины. По данным Центральной избирательной комиссии Гагаузии (ЦИКГ) в референдумах, состоявшихся 2 февраля 2014 года, из общего числа избирателей - 100 469 человек, зарегистрированных в основных избирательных списках, приняли участие 70 777 избирателей, что составило 70,42%. За возможную независимость Гагаузии проголосовали 68 023 (98,8%), против -1 324 (1,1%). За интеграцию в Таможенный союз (Россия-Беларусь-Казахстан) за проголосовали 68 182 (98,47%), против - проголосовали 1 057 (1,52%). Что касается европейской интеграции, то 1718 (2,57%) избирателя из Гагаузии проголосовали за, а 66643 (97,43%) проголосовали против.
Рецидивы в недавней истории
Антимолдавские рефлексы гагаузских политических лидеров повторялись неоднократно в новейшей истории. Они проявились в разгар молдавского национально-освободительного движения в борьбе за язык, когда большинство лидеров гагаузской общины Молдовы, бывшие советские активисты во главе со Степаном Топалом, объединились с представителями сторонников сохранения СССР в республике, чтобы противостоять национальному движению румын-молдаван.
Сегодня гагаузские лидеры из Комрата любят быть самыми последовательными хранителями молдавской государственности. В действительности дела обстоят совсем по-другому. В этом контексте достаточно вспомнить, что в августе 1990 года, когда молдаване готовились завоевать свою независимость от СССР, политические лидеры Гагаузии провозгласили регион автономной республикой СССР, одновременно с тем же процессом, который происходил в приднестровском регионе, под руководством лидеров сепаратистов из Тирасполя. 19 августа 1990 года сепаратисты Гагаузии провозгласили свою независимость, а в сентябре это сделали и сепаратисты приднестровского региона. В марте 1991 года, на союзном референдуме о сохранении СССР, бойкотированного молдавской стороной, гагаузы по призыву своих лидеров единогласно проголосовали за то, чтобы остаться в составе СССР, то есть против формирующегося независимого молдавского государства. Ко всему этому стоит добавить открытую поддержку гагаузских лидеров августовского путча 1991 года в Москве, а также солидарность, неоднократно демонстрируемую Комратом по отношению к сепаратистскому Тирасполю.
Путаница с понятием об этнокультурной автономии
Начало периода независимости Республики Молдова ознаменовалось существованием ярко выраженных сепаратистских проявлений в регионе, а улучшение ситуации связывают с созданием Гагаузской автономии в 1994 году. 23 декабря 1994 года Парламент Республики Молдова утвердил особый правовой статус Гагаузии (Гагауз-Ери), который регулировал практически все аспекты конституции и деятельности Гагаузской автономии, но также предусматривал в ст. 1, что: „В случае изменения статуса Республики Молдова как независимого государства, народ Гагаузии имеет право на внешнее самоопределение”. Это положение, наряду с некоторыми другими, придавало гагаузской этнокультурной автономии содержание политической территориальной автономии, в условиях когда гагаузское общество, как часть молдавского общества, скорее является созерцательным, чем активно участвующим в политических процессах в республике, продолжая находиться под глубоким влиянием старых пропагандистских заповедей имперского происхождения.
Несмотря на квазиполную денационализацию или благодаря ей
В царский и советский период гагаузская община не имела автономии, подвергаясь широкому процессу денационализации и ассимиляции внутри „советского народа”. Денационализация гагаузов посредством образования и информационного воздействия, осуществленная путем игнорирования гагаузского языка и неограниченного навязывания русского языка, массовая пропаганда антизападного духа, но особенно антирумынского духа, наложили глубокий отпечаток на сознание гагаузов. Глубокое влияние российской имперской пропаганды, сложившееся на традиционном русофильском чувстве гагаузской общины, создало сильный комплекс зависимости не только гагаузских элит, но и основной массы населения от поддержки и особых отношений с Россией, в том числе с целью оказания давления на центральную власть в Кишиневе. В этих условиях граждане Республики Молдова гагаузской национальности больше симпатизируют Москве в ущерб Кишиневу и скорее воспринимают молдавское государство как станцию для ожидания, куда прибудет поезд восстановления единства с Россией.
Ко всему этому добавляется неэффективное общение Кишинева с Комратом, как на официальном уровне, так и на уровне гражданского общества, факт, способствовавший утверждению в автономии духа самосохранения, изоляции от политики молдавского государства. Это отделение гагаузов подогревалось и отсутствием эффективной политики интеграции национальных меньшинств в молдавском обществе, продвигаемой Кишиневом. Большинство гагаузов предпочитают компактно проживать на территории АТО Гагаузия и воздерживаться от изучения государственного языка, что привело к тому, что местные жители не имеют доступа к объективной информации и недостаточно знают о перспективах и возможностях европейской интеграции.
Угроза национальной безопасности, политической стабильности и целостности государства
Необходимо признать, что такое состояние гагаузской общины, опирающееся на политический авторитет автономии, представляет собой непосредственную угрозу национальной безопасности, политической стабильности и целостности молдавского государства. В целях противодействия этим опасностям правовой статус гагаузской автономии требует кардинального изменения, направленного на максимально широкое усиление правовых положений этнокультурного содержания автономии. Статус автономии призван способствовать эмансипации гагаузской национальной культуры, культивированию и развитию гагаузского языка, позволяя таким образом обеспечить лояльность и гармонизацию интересов гагаузской общины с интересами румын-молдаван, народа, в чьем лоне и с кем непосредственно живут гагаузы.
Настало время исправить ошибки, допущенные при разработке и принятии нынешнего правового статуса АТО Гагаузия, вызванные давлением Москвы, устранив политическое содержание гагаузской автономии и усилив ее этнокультурное содержание. Проще всего этого можно добиться, проведя республиканский референдум, на котором все граждане Республики Молдова решат, какую автономию следует предоставить гагаузам в составе Республики Молдова. Такой референдум положит конец той несуразной ситуации, когда чуть более 100 тыс. гагаузов держат в заложниках три миллиона граждан Молдовы в вопросе выбора цивилизационного пути развития.
IPN публикует в рубрике Op-Ed материалы авторов извне редакции. Высказанные ими мнения не обязательно совпадают с мнениями редакции.