Демократическая партия Молдовы (ДПМ) созвала 14 сентября 2018 г. Национальный политический совет (НПС), чтобы обсудить партийную стратегию на ближайший период, то, каким образом партия будет действовать в качестве главной правящей партии до следующих выборов, подготовку будущей программы правления, которую партия должна будет реализовать после парламентских выборов, предстоящих в начале следующего года. Первое, что должна реализовать ДПМ в ближайшем будущем, это перестановки в составе правительства по результатам детального анализа ситуации. Второй важной целью является гораздо более чёткое позиционирование на политической сцене в преддверии парламентских выборов. Большой интерес представляют нюансы позиционирования Демпартии в канун парламентских выборов от 24 февраля 2019 года. Лидер ДПМ Влад Плахотнюк не оставил даже тени сомнений в том, что он будет присутствовать в будущем руководстве страны, как это и подобает сильному человеку.
Итак, рассмотрим по порядку, чтобы понять, каким образом ДПМ намерена изменить своё позиционирование накануне парламентских выборов. Слушая лидера ДПМ Влада Плахотнюка, мы приходим к выводу, что приоритетом возглавляемой им партии является руководствоваться ожиданиями молдавских граждан. И это естественно, тем более, что известно, что Демпартия потратила большие средства на проведение опросов общественного мнения. В результате, первыми жертвами репозиционирования ДПМ оказались геополитика и, очевидно, геополитические пропагандисты Демпартии. По словам лидера ДПМ, „...на протяжении 27 лет, с момента обретения нами независимости, партии в Республике Молдова создавались и развивались на геополитической основе. А людям постоянно внушали идею о том, что проблемы страны могут быть решены только в том случае, если ты являешься проевропейцем, прорусским, проамериканцем, унионистом и т. д. Многие партии разделили граждан на эти категории, провозгласили себя и действовали в соответствии с определённым геополитическим вектором, но ни одна из партий не действовала в интересах молдаван, в интересах Молдовы. Было создано ложное ощущение, будто кто-то за пределами страны заботится о будущем Молдовы. Все эти занимаемые ниши показывают, что на самом деле политики несколько отдалились от людей и их проблем. Они укрылись за геополитической темой только из-за неспособности решить проблемы людей на внутренней арене. Но молдаване сталкиваются с одними и теми же проблемами, будь то проевропейцы, прорусские, унионисты или те, кто не имеет никаких геополитических предпочтений. Их проблемы могут быть решены не в области геополитики, а только за счёт хорошей внутренней политики, проводимой молдаванами и ради молдаван”.
В итоге НПС Демпартии постановил, что, начиная с 14 сентября 2018 года, партия определяет себя как промолдавская партия, действующая в интересах всех молдавских граждан, а основными пунктами её повестки дня являются проблемы людей! Теперь, после того, как внесена ясность относительно репозиционирования ДПМ, наступил момент задаться вопросом – а что же нового содержится в заявлениях лидера Демпартии? Ответ на этот вопрос напрашивается сразу – НИЧЕГО! Действительно, на VIII-м съезде ДПМ, 24 декабря 2016 года, сразу после своего избрания на пост председателя партии, Влад Плахотнюк выступил с речью, в которой он, среди прочего, отметил: „...Чтобы победить на парламентских выборах 2018 года, мы должны радикально измениться и адаптироваться к новым реальностям, и только так мы добьёмся успеха... переусердствование в части геополитического позиционирования непродуктивно и не приносит никакой пользы обществу... В Молдове существуют различные партии – пророссийские, прорумынские, проевропейские. Каждая получает свой кусок пирога во время избирательной кампании.... А где во всём этом молдаване? Какая партия – партия молдаван? Я считаю, что такой партией должна быть, конечно же, наша Демократическая партия...”. Тем самым мы имеем возможность убедиться, насколько прав был наш национальный поэт, написавший, что всё старо и вечно ново...
Но давайте пойдём дальше и внесём ясность – кто же были теми политическими партиями и лидерами, которые посылали наиболее категоричные геополитические месседжи? Если составить соответствующий рейтинг, то его бесспорным лидером окажется автор следующего заявления: „К 2019 году Молдова подаст заявку на вступление в Европейский союз”. Такое заявление сделал 28 марта 2016 года председатель Демократической партии Молдовы Мариан Лупу, на церемонии запуска кампании „2019 – вместе в Европу”. Телеканал Publika TV тогда объявил: Кампания „2019 – вместе в Европу”, на протяжении следующих трёх лет, будет периодически проводиться в различных населённых пунктах страны. Но пойдём дальше. На втором месте расположилось бы заявление Шесть основных принципов ДПМ, сформулированное на заседании Национального политического совета ДПМ от 14 декабря 2017 года: „Европейская интеграция на самом деле является стратегическим направлением развития страны, а не той или иной политической партии. Это национальная ценность, определённая голосованием граждан. По этой причине действия ДПМ будут основываться на европейских принципах развития страны. А наша инициатива о внесении в КОНСТИТУЦИЮ Республики Молдова цели в виде европейской интеграции служит подтверждением того, что наш подход как нельзя более серьёзен, и мы подтверждаем его конкретными поступками и действиями. Все эти запросы исходят от людей...”. Если кто не знал, то это заявление принадлежит лидеру Демпартии – Владу Плахотнюку. Далее, на III-м месте, расположилось бы следующее заявление от 26 января 2018 года: „В тот момент, когда мы вернёмся к более активному диалогу, мы вернёмся и к тому графику, когда мы подадим заявку на вступление в ЕС”. Автором этого прекрасного геополитического заявления является Юрие Лянкэ, вице-премьер по вопросам европейской интеграции и председатель Европейской народной партии Молдовы (ЕНПМ).
Теперь переходим к евразийскому сегменту. Здесь бесспорным лидером является Партия социалистов Республики Молдова (ПСРМ), которая включила в свою политическую программу следующий пункт: ПСРМ предпримет энергичные шаги для расторжения Соглашения об ассоциации с ЕС и проведения референдума по вопросу о векторе интеграции страны. НАШ ПУТЬ – БЫТЬ ВМЕСТЕ С РОССИЕЙ, БЕЛАРУСЬЮ И КАЗАХСТАНОМ! В нашем рейтинге ПСРМ занимает лишь IV-е место, но не потому, что у неё отсутствуют однозначные геополитические предпочтения. Напротив, евразийские предпочтения ПСРМ как нельзя более очевидны. Проблема заключается в том, что неформальный лидер ПСРМ Игорь Додон недавно, абсолютно неожиданно, поддержал проевропейский вектор, заявив 28 июня 2018 года: „Наша цель заключается в модернизации и развитии Республики Молдова. Реформы должны осуществляться исключительно во благо народа. Нам необходимо разработать такой стратегический план реформ, чтобы тогда, когда будет поставлена на обсуждение тема присоединения Республики Молдова к ЕС, страна была готова со всех точек зрения”.
Если мы обратим свой взгляд на унионистский сегмент, то обнаружим там целых десять партий, объявляющих себя поборниками объединения Республики Молдова с Румынией. Однако ни одна из них не может конкурировать с Либеральной партией (ЛП), лидер которой Михай Гимпу борется за национальные идеалы уже 30 лет. Что отличает Михая Гимпу от других лидеров-унионистов – так это прагматизм. Так, 13 марта 2018 г. Михай Гимпу заявил: „При всей моей „любви” к Плахотнюку и ДП, я готов простить Плахотнюку все его грехи, если он поддержит декларацию об объединении с Румынией”. Это заявление ставит господина Михая Гимпу на V-е место в рейтинге молдавских геополитиков. Теперь драма Влада Плахотнюка заключается в том, что после его заявления от 14 сентября 2018 года у него нет никаких шансов на то, что Михай Гимпу его простит. Но может быть, что как раз это и хорошо. Кто знает? Ведь в противном случае, с учётом заявлений первого вице-председателя ЛП Дорина Киртоакэ, могло бы произойти крупное столкновение: „Если я лично увижу, что Плахотнюк приближается к господину Гимпу, пусть даже для того, чтобы попросить прощения, я переломаю ему ноги. Говорю это однозначно. Он пересёк все возможные „красные черты” в отношениях между людьми... то, что он сделал в отношении господина Гимпу, нельзя было бы простить и проигнорировать и в случае посторонних людей, но господин Гимпу, помимо всего прочего, мой близкий родственник. Потому что господин Гимпу принимал искреннее участие в борьбе за национальное освобождение и в 70-е, и в 80-е, и в 90-е годы, и в 2007, и в 2009 годах, он стремился выстоять на протяжении всех этих лет...”
Конечно же, у всех остальных политических партий нет никаких шансов вмешаться в геополитическое соревнование между вышеупомянутыми партиями. Например, лидеру партии Платформа Достоинство и правда (ППДП) Андрею Нэстасе, с его платком на цимбалы, было бы несерьёзно претендовать на лидирующие позиции в геополитическом рейтинге: „Мою национальную и европейскую сущность не изменит никто и ничто. Мы реализуем Соглашение об ассоциации потому, что только там у нас имеются демократия и свобода выражения. Когда я говорил о векторе, я говорил о геополитическом векторе. Меньше риторики, больше дел. Реализация Соглашения об ассоциации уже должна была быть завершена, будь у нас другая власть”. Конечно же, это не серьёзная геополитика.
Что мы можем сказать в заключение? Да, мы дожили и до этого момента. Лидер ДПМ Влад Плахотнюк, хотя и заявляет о своём новаторском подходе, по сути вдохновляется очень давними тезисами своей партии, времён Думитру Дьякова и Мариана Лупу. Кроме того, он прибегает к заимствованию молдовенистских тезисов ПСРМ. Но самое любопытное имеет место тогда, когда он, фактически, объявляет о том, что накрывает цимбалы платком. Вопрос: не лучше ли было накрыть цимбалы платком тогда, когда отношения Республики Молдова с Европейским союзом были превосходными? Ведь очевидно, что молдовенизм, анонсированный лидером ДПМ, возрождён в связи с резким ухудшением отношений с ЕС. Но такова политическая борьба. Нам же теперь остаётся испытывать жалось к пропагандистам Демпартии, которые так упорно настаивали на продвижении геополитики и крайне жёстко обвиняли всех тех, кто не разделял их геополитического рвения. Ведь им также придётся совершить репозиционирование, превратившись в сторонников молдовенизма и гражданской нации, в соответствии с новой/старой стратегией ДПМ.
Эксперты IPN