Возвращение и покаяние блудного сына... Эксперты IPN

Председатель парламента Андриан Канду сожалеет о том, что власти страны вступили в политическую конфронтацию, „в том числе и в Европе”. В этом глава законодательного собрания признался 12 июля 2018 года, в эфире специального выпуска передачи „Moldova în direct” на телеканале Moldova 1. Сожаление как бы выражает намерение и надежду на то, что, несмотря на некоторые недоразумения, Молдова продолжит своё движение европейским курсом. Как будто у молдавских властей были иные варианты. В этом смысле жест главы законодательного собрания напоминает нам библейскую притчу о блудном сыне, который, после того, как его увлекло сладострастие приключений, решил возвратиться на путь истинный и покаяться.

Однако, не следует спешить с выводами. Воскрешение в памяти этой притчи не означает, что узловой её сценарий действительно повторится. Дело в том, что раскаяние должно быть искренним и основанным на истине. Потому что мы знаем, что только истина может сделать нас свободными. Прежде всего, мы должны понять, что имеет в виду глава законодательной власти, когда говорит о недоразумениях? Он мог бы начать с прояснения самых простых вещей. Например, правда ли, что европейские представители оказывали на него давление, чтобы он вмешался в отправление правосудия в связи с непризнанием результатов выборов примара Кишинёва? Быть может, он готов признать, что неправильно понял сигналы европейских представителей? Этот вопрос принципиален, в противном случае получалось бы, что он подавляет чувство собственного достоинства и уступает ненормальному давлению во имя продолжения европейской интеграции. Действительно ли нам нужны такие уступки? Ибо сказано: Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых...!

Ответы на поставленные вопросы не тривиальны. Они неудобны, и это объясняется тем, что, как господин Андриан Канду, так и его однопартийцы, при содействии обслуживающего их интересы медиа-холдинга, распространили неверную информацию, согласно которой Резолюция Европейского парламента о политическом кризисе в Республике Молдова вследствие признания недействительными местных выборов в Кишинёве (2018/2783 (RSP)) была принята в пустом зале, в отсутствие депутатов, будучи поддержана лишь представителями Европейской народной партии (ЕНП), подстрекателями которых выступили Майя Санду и Андрей Нэстасе, лидеры Партии действия и солидарности (ПДС) и политической партии Платформа „Достоинство и правда” (ПППДП). И как тут не вспомнить одну из десяти заповедей – не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего? Если бы медиа-холдинг Демократической партии Молдовы (ДПМ) не доминировал в медийном пространстве нашей страны, то каждый гражданин увидел бы и услышал бы, что в голосовании по Резолюции приняли участие свыше 70% депутатов Европарламента, из которых: более 60% (представляющие 6 из 8 существующих депутатских групп) проголосовали за принятие Резолюции; около 30% воздержались; и лишь примерно 10% проголосовали против. Резолюция и процентные показатели её сторонников как нельзя более объективно отражают положение дел в Молдове.

Конечно, мы могли бы не прибегать к данным, но после того, как молдавские власти отважились дать пощёчину европейцам на том основании, что те не ценят по достоинству реформаторские усилия Кишинёва, совершенно невозможно не упомянуть об истинных реалиях. В этом контексте глава законодательного органа подчеркнул, что власти берут на себя ответственность за всё произошедшее в стране за последние два года, как за успехи, так и за неудачи. Почему только за последние два года? Ведь ДПМ находится у власти девять лет! Но пойдём на уступку и рассмотрим лишь два последних года. Так вот, в течение двух этих лет было зафиксировано снижение показателей, связанных с: демократией; правами человека; свободой выражения мнений; независимостью правосудия. Показателей, измеряемых специализированными международными учреждениями. Например, если Дорожная карта от 2016 года предусматривала демонополизацию средств массовой информации и рекламного рынка, то почему положение средств массовой информации ухудшилось? Вышеупомянутые цифры как раз призваны продемонстрировать манипуляторскую роль партийного мега-медиа-холдинга, они в очередной раз подтверждают неуклонное снижение рейтинга свободы слова. Неужели вина за эту динамику лежит на Европейской народной партии и её партнёрах в Молдове?

Мы знаем, что блудным сыновьям одновременно свойственна расточительность. Об этом напоминает приостановка Евросоюзом своей макрофинансовой помощи вследствие ненадлежащей работы демократических институтов в стране. Всё же, мы убеждаемся, что глава законодательного собрания не теряет оптимизма и верит в возращение ситуации в нормальное русло: „Мы хотим, чтобы развитие ситуации позволило найти некое решение, то есть, чтобы ситуация развивалась таким образом, чтобы мы нашли решения для преодоления этого недоразумения. Вот почему в сентябре мы пригласим представителей ЕС и покажем им, что было сделано относительно Решения, которое было принято сегодня парламентом Республики Молдова, посмотрим, какими будут иные результаты, пусть они оценят эти результаты, и, возможно, в сентябре решение изменится. В том числе, в сентябре может появиться другая резолюция Европейского парламента”.

Гражданам не остаётся ничего другого, как поверить господину Канду на слово. Тем более, что он попытался убедить нас, что у него имеются решения не только на ближайший, но и на более длительный период: „Мы выступаем за проевропейское правление. Ближе всего нам Партия действия и солидарности и политическая партия Платформа „Достоинство и правда”. Имеется потенциал для создания альянса с ПДС и ПППДП”. Интересная интрига и приглашение к сотрудничеству! И это после того, как в тот же день господин Канду сказал с трибуны парламента: „Чего хотелось бы Демократической партии в политическом плане? Чтобы Нэстасе оказался в примэрии и споткнулся обо всю ту грязь, что была оставлена там другими коллегами по коалиции. Чтобы он остался там на год и не достиг каких-либо результатов. Чтобы он вступил в предвыборную кампанию, и мы указывали бы на  него пальцем, говоря, что он ничего не сделал. Вот чего нам бы хотелось”.

Таким образом, в течение одного и того же дня, глава законодательной власти, с одной стороны, выразил желание сотрудничать с оппозицией, с другой – уничтожить её в политическом плане. Почему бы тогда не допустить, что похожие склонности у него имеются  и в отношении Евросоюза: заявлять о готовности восстановить отношения, чтобы воспользоваться ресурсами ЕС и продолжить отклонения от принципов демократии?

Эксперты IPN

You use the ADS Blocker component.
IPN is maintained from advertising.
Support the Free Press! Some features may be blocked, please disable the ADS Blocker component.
Thanks for understanding!
IPN Team.