|
|
Анатол Цэрану | |
Общеизвестна знаменитая оценка Владимиром Путиным распада Советского Союза, который он назвал «одной из величайших геополитических катастроф» ХХ-го века. Столь же хорошо известна еще одна характеристика, данная российским лидером Советскому Союзу, которую он назвал «исторической Россией». Правда, Путин в далеком прошлом также говорил об искушении восстановить Советский Союз как о проекте «безголовых» людей. Но, по всей видимости, имперские фантомные боли нынешних кремлевских резидентов настолько сильны, что непоправимо отвлекли их политический разум, превратив их в заложников ксенофобских, а порой и параноидальных идеологических конструкций. Но в истории такие проявления не единичны, достаточно вспомнить пример германского нацизма и огромные жертвы человечества в противодействии этому безумному явлению в истории цивилизации. Случай с сегодняшними «кремлеведами» тем более прискорбен, что имперская паранойя сильно заразила российских лидеров, обладателей второго по величине в мире ядерного и военного потенциала, которые на фоне военного провала в Украине демонстрируют преступную дерзость трещать атомным оружием как аргумент в межгосударственных отношениях.
Реваншистский план, сведенный к причудливым формам
Война в Украине рассматривается многими политиками, а также простыми людьми как попытка Путина восстановить СССР. Но этот реваншистский план встретил героическое сопротивление украинцев, которые в лучшем случае для Путина, сводят новую империю к причудливой формуле сшивания из остатков, таких как сепаратистские регионы Украины, Грузии и Молдовы, а также Беларуси, которая уже согласилась создать "союз" с Россией. В своем выступлении 9 мая на Красной площади в Москве Путин прибегнул к отчаянному процессу «угона» памяти советского солдата, погибшего в борьбе с нацистами, в том числе миллионов этнических украинцев, во время вторжения российских войск на сегодняшнюю Украину. Через несколько часов после выступления Путина высокопоставленный чиновник британского министерства обороны, Великобритания будучи союзником Советской Армии в войне против гитлеровской Германии, обвинил его в «освещении» политики Адольфа Гитлера в войне против Украины, повторяя «ошибки тоталитарных режимов прошлого века» и рискуя той же участью, что и высшее нацистское командование.
Путину до сих пор не удалось достичь ни одной из своих главных военных целей в Украине. Поначалу, поверив, что его силы смогут захватить Киев и свергнуть правительство президента Владимира Зеленского за несколько дней, впоследствии он был вынужден все пересчитать и сосредоточиться на восточной Украине. Но и это оказалось изнурительным сражением без ясной перспективы победы для российской армии, которая своими неудачами подвела своего верховного главнокомандующего в преддверии дня 9 мая. Президент России Владимир Путин ранее использовал эту годовщину для демонстрации морального превосходства Москвы над нацизмом и всеми теми, кого он решил демагогически обозначить как «нацистов». Только в нынешнем году этот парад российского милитаризма мало на кого произвел впечатление, многих просто поразил жалкий вид присутствующего на параде российского лидера, производившего впечатление усталого человека, согнувшегося под одеялом, с выражением лица неизлечимого больного. Вообще, этот унылый вид российского лидера на военном параде в день 9 мая нынешнего года идеально подходит для России в целом - государство и общество деградировали до постыдного состояния в котором принимает и поддерживает братоубийственную войну против ближайших соратников по борьбе с нацизмом во Второй мировой войне.
Безжалостная растрата человеческих жизней
Когда 24 февраля Путин начал крупномасштабное вторжение в Украину, Кремль заявил, что целью «специальной военной операции» является «денацификация» и «демилитаризация» своего соседа. Предполагалось, что Украина должна была быстро пасть и это стало бы началом и катализатором восстановления СССР в формуле нынешней путинской России. Однако почти за три месяца войны российская армия потерпела ряд неудач на поле боя и была вынуждена отводить свои силы с нескольких фронтов. По данным Министерства обороны Украины, за этот период было убито около 25 000 российских военнослужащих, что доказывает, что российская военная стратегия застыла во время последней мировой войны, когда победа советской армии была куплена безжалостной растратой жизней собственных солдат и офицеров. Кроме того, раунды карательных санкций в отношении российского государства и его чиновников, а также важных секторов российской экономики сделали Путина все более изолированным на мировой арене и серьезно повлияли на российскую экономику с еще более серьезными последствиями в будущем.
Путин оправдывал военное вторжение в Украину необходимостью держать НАТО подальше от границ России, демилитаризовать и денацифицировать украинское общество, эвфемистическими аргументами, которые фактически маскируют империалистические планы Москвы превратить Украину в неотъемлемую часть русского мира. На самом деле Путин добился обратной стороны своих планов. НАТО, в ответ на российскую военную агрессию в Украине, сильно концентрируется на своих восточных границах с Россией, чтобы повысить эффективность своей обороны перед лицом возрастающей российской военной опасности. А соседние государства, такие как Швеция и Финляндия, известные на международной арене своим установленным статусом военно-политического нейтралитета, перед лицом военной опасности со стороны России чувствуют себя вынужденными отказаться от нейтралитета и вступить в НАТО. Отныне из-за своей агрессии против Украины Россия будет граничить с НАТО по всей своей скандинавской границей на тысячи километров.
Что касается Украины, то Россия потеряла эту страну и ее народ на десятилетия, если не на века, как союзника и верного партнера на международной арене. Вместе с Украиной и другими постсоветскими государствами они быстро избавляются от последних иллюзий о жадных похотях российского империализма. Так совпало, что подавляющее большинство бывших советских республик отказались от московской традиции празднования дня 9 мая, как и от поддержки российского вторжения в Украину. В этих условиях планы Путина по переоформлению СССР в формулу исторической России становятся категорически нереалистичными. Скорее военная неудача в Украине может привести к центробежным испытаниям внутри самой России, даже если эти тенденции удастся отсрочить.
Война ускорила процессы в Молдове
Российское вторжение в соседнюю Украину значительно ускорило процесс отделения Республики Молдова от русского мира. В условиях осторожной и непровокационной политики проевропейского молдавского правительства по отношению к Москве трудно было представить законодательное запрещение двухцветной георгиевской ленты — главного символа российской идеологии празднования дня Победы 9 мая, если бы не было российской агрессии в Украине. Но война в Украине радикально изменила условия политического уравнения в Кишиневе. Даже если проевропейские власти демонстративно официально подтверждают свою приверженность статусу нейтралитета Республики Молдова, все прекрасно понимают, что перед лицом российской агрессии этот статус не имеет никакой практической ценности.
Будучи уязвимым государством, с важным участком национальной территории, оккупированным сепаратистским режимом, поддерживаемым Москвой в военном, политическом и экономическом отношении, с крупной и влиятельной пятой колонной внутри, безопасность Республики Молдова сегодня в решающей степени зависит от героизма украинской армии, которая воюет с российским агрессором. В то же время в молдавском обществе набирает обороты дискуссия о гарантировании безопасности республики посредством реализации проекта национального румынского воссоединения. Среди последних проявлений такого рода было обращение 85 бывших депутатов, проголосовавших за Декларацию о независимости, а также некоторых видных деятелей гражданского общества Республики Молдова, которые требовали чрезвычайной мирной формулы воссоединения двух румынских государств, расположенных на берегах Прута, как решение безопасности и гражданской направленности молдавского государства. Последние социологические опросы показывают неуклонный рост числа молдавских граждан, сторонников объединения с Румынией, как радикальное решение больших рисков и вызовов, которым в настоящее время подвергается государство Республика Молдова. Российская военная агрессия в Украине усиливает унионистское течение в молдавском обществе, подтверждая объединение с Румынией как лучший спасательный круг против войны и ужасов российской оккупации.
Пример, достойный подражания?
Как это ни парадоксально, российская военная агрессия в Украине, задуманная и спланированная кремлевскими стратегами с точки зрения восстановления исторической России, в случае с Республикой Молдова объективно возрождает в этнической группе большинства чувство принадлежности к румынскому народу и национального воссоединения как спасительного решения перед лицом опасности военной катастрофы. В нашей отечественной истории такое явление проявилось в 1918 году, когда анархистские полчища, составленные из русских солдат, бежавших с фронта Первой мировой войны, опустошили Бессарабию, а объединение с Румынией спасло бессарабцев от ужасов гражданской войны в России, от неоднократных эпизодов советского голодомора, предвоенного сталинского террора, депортаций и т.д. Тогда молдавский политический класс, сгруппированный в «Сфатул Цэрий» («Совете страны»), смог ответить на вызовы времени, и этот ответ соответствовал коренным национальным интересам. Пример достойный подражания для нынешнего молдавского политического класса в исторических условиях, сравнимых по сложности с условиями 1918 года.
IPN публикует в рубрике Op-Ed материалы авторов извне редакции. Высказанные ими мнения не обязательно совпадают с мнениями редакции.