Внешняя многовекторность президента Додона и геополитические поствыборные неопределенности, OP-ED

 

 


В отличие от последователей Евразийского союза, сосредоточенных вокруг солидного ядра, состоящего из социалистов и Игоря Додона, проевропейские силы разобщены из-за олигархизации политической власти демократами...

 

Дионис Ченуша
 

Сближение Молдовы с Европейским союзом рассматривается более спокойно и сбалансированно основными пророссийскими силами Молдовы, в первую очередь, президентом страны. Тон Игоря Додона по отношению к ЕС смягчается и обретает четкую тенденцию, впервые отмеченную осенью 2017 года (IPN, 13 ноября 2017 года). Молдавский президент отказался от угрозы отказа от Соглашения об ассоциации с ЕС, предлагая вместо этого только его пересмотр. Причиной этой сдержанности состоит, в первую очередь, в негативном воздействии на популярность президента, определяемым слишком интенсивным вращением вокруг Кремля. Исключительная ассоциация с Россией, дискредитированная на международном уровне, идет в ущерб планам Игоря Додона монополизировать политическую власть, для которой социалистам нужна победа на декабрьских выборах 2018 года. Кроме того, пересмотр предыдущей враждебности Игоря Додона к ЕС можно объяснить положительными торговыми эффектами Соглашения об ассоциации, с примерно 65% экспорта молдавской продукции, поступающей на европейский рынок. Помимо этого, президент Додон больше не может использовать аргумент о том, что ЕС якобы безоговорочно поддерживает правящую партию. Напротив, риторика Брюсселя все чаще основывается на „условиях” и критическом отношении к качеству реформ, заявленных правящей партией в качестве прогресса (IPN, 10 апреля 2018 года).

Положительные результаты процесса европейской интеграции и требования ЕС для качественных реформ, с одной стороны, и политические дивиденды от дружеских отношений с Владимиром Путиным, с другой стороны, заставляют президента Додона приспособить внешнюю повестку дня. Это обусловливает возвращение к многовекторности во внешней политике, в последний раз встречаемой в первые годы нахождения ПКРМ у власти (2001-2003 годы). В качестве примера для президента Додона выступает Беларусь, которая имеет крайне избирательный подход к ЕС.

Иными словами, диалог с ЕС считается полезным для максимизации экономических и социальных выгод государства. Согласно этой стратегии, вмешательства ЕС должны остановиться там, где начинаются чувствительные вопросы, касающиеся прав человека и демократических институтов, где государства-получатели европейской помощи претендуют на суверенные права. Несмотря на материалистический подход, оторванный от европейских ценностей, Игорь Додон готов ему следовать, как это делает Александр Лукашенко в Беларуси (Belta, 18 апреля 2018 года) или Виктор Орбан в Венгрии (Agora, 9 апреля 2018 года). В то время как Лукашенко хочет получить доступ к рынку ЕС для того, чтобы сбалансировать зависимость от России, Орбан настаивает на возвращение к начальным, меньшим полномочиям ЕС и на большую роль национальных правительств.

Многовекторность Игоря Додона идет на пользу предвыборной стратегии социалистов, которым нужны как можно больше избирателей для того, чтобы получить минимум 51 мандат, необходимый для того, чтобы править в одиночестве. В то же время, эта многовекторность ставит в затруднение демократов Владимира Плахотнюка. Несмотря на смешанное голосование, они должны бороться за электорат, который пересекается с непарламентской оппозицией во главе с Майей Санду и Андреем Нэстасе.

Корни внешней многовекторности Игоря Додона

С одной стороны, многовекторность президента Додона вытекает из огромной боязни потерять популярность. Желая восстановить официальные отношения с Москвой и установить личный диалог с Кремлем, Игорь Додон искал любую возможность для того, чтобы иметь прямые встречи с Владимиром Путиным. Таким образом, с момента вступления в должность (конец 2016 года), президенту Додону удалось провести 7 встреч с российским коллегой, установив практически политический рекорд среди политиков по количеству встреч с российским президентом в течение одного года. Но это вызвало и критику в адрес президента, обвиняемого в предательстве национальных интересов в пользу России.

Другие факторы, которые отдалили общественность от президента, связаны с введением смешанного голосования, принятого совместно социалистами и демократами, а так же распространение идеи о том, что Игорь Додон и Владимир Плахотнюк имеют политические соглашения. Снижение популярности президента было подтверждено значительным снижением симпатий в опросах перед завершением первого года президентства примерно на 15%. (См. Таблицу 1) Таким образом, использование многовекторной риторики позволило сбалансировать сильный пророссийский месседж и косвенно помогло остановить падение в опросах.

Таблица 1. Динамика популярности ведущих политических лидеров в Молдове, в период март 2017 года - февраль 2018 года, (%)

Период

Top 8

Март 2017

Ноябрь 2017

Февраль 2018

Игорь Додон

41

26 (-15)

31 (+5)

Майя Санду

23

15 (-8)

16 (+1)

Андорей Нэстасе

12

6 (-6)

8 (+2)

Павел Филип/Зинаида Гречанный

Зинаида Гречаный – 7

Павел Филип - 6

Павел Филип – 6

Зинаида Гречанный / Ренато Усатый

Ренато Усатый - 7

Зинаида Гречанный – 5

Зинаида Гречанный -6

Владимир Плахотнюк/ Владимир Воронин

Владимир Воронин – 5

Владимир Плахотнюк - 4

Владимир Плахотнюк – 4

Владимир Воронин /Павел Филип

Павел Филип – 4

Владимир Воронин - 4

Владимир Воронин - 4

Ренато Усатый / Владимир Плахотнюк

Владимир Плахотнюк – 2

Ренато Усатый - 2

Ренато Усатый – 2

Источник: IRI.org

С другой стороны, интерес президента Додона к многовекторности вытекает из желания завоевать электорат, который выступает за сосуществование ориентации на Запад и поддержание дружественных отношений с Россией. Эта категория избирателей постоянно растет из-за демографических проблем и, соответственно, старения электората.

Наконец, многовекторнось является привлекательной, поскольку приносит краткосрочные экономические выгоды и снижает уровень политических обязательств. В случае Молдовы, это предполагало бы одновременное извлечение экономических выгод, как из ЕС, так и из России и, соответственно, принятие европейской интеграции, но с правом вето со стороны Москвы.

5 тезисов президента Додона об отношениях ЕС-Молдова

Мнение президента Додона о сближении с ЕС опирается на строго прагматичный подход, подозрительный к намерениям ЕС в области безопасности и глубоко незаинтересованный в европейской интеграции.

В первую очередь, Игорь Додон рассматривает диалог с ЕС как форму максимизации доходов и инвестиций в Молдове. Реформы политического характера игнорируются, а президент Додон не стесняется критиковать ЕС за неудачи в борьбе с коррупцией в период 2009-2018 годов. Таким образом, продвигается идея о том, что Молдова должна выбирать только то, что ей нравится от двустороннего сотрудничества с ЕС. На практике, это означало бы исключение болезненных реформ, в том числе тех, которые могут негативно влиять на некоторые политические интересы.

Второй аспект, который молдавский президент часто отмечает в своих высказываниях о ЕС, касается экономических возможностей, предоставляемых Соглашением об ассоциации. С одной стороны, Игорь Додон предлагает введение ряда протекционистских мер для агропродовольственной молдавской продукции или даже возвращение к ассиметричной торговле, предоставляемой Молдове в 2008-2016 годах. С другой стороны, он же использует соглашение в качестве визитной карточки для того, чтобы привлечь инвестиции из Беларуси и других стран (Belta, 18 апреля 2018 года).

Либерализация визового режима с ЕС - третий аспект, часто упоминаемый президентом, но никогда в отрицательном контексте. Частично, это связано с тем, что безвизовый режим снижает намерение молдаван добиваться румынского паспорта. Таким образом, либерализация визового режима выгодна Игорю Додону для политической борьбы против унионистского движения.

Другая сторона, четвертая, которую можно извлечь из речи президента о ЕС касается приднестровского конфликта. Игорь Додон активно продвигает идею о том, что в контексте соперничества между Западом и Россией может быть разморожен приднестровский конфликт. Эти заявления сильно контрастируют с усилиями ЕС по урегулированию приднестровской проблемы, в том числе снисходительно относясь к несоблюдению регионом положений зоны свободной торговли с ЕС (DCFTA). Несмотря на отсутствие убедительных доказательств, высказывания Игоря Додона раскрывают четкие намерения России вмешаться в конфликт под предлогом защиты российских граждан - около 300 тыс. человек (TASS, 11 апреля 2018 года).

Не в последнюю очередь, молдавский лидер любит повторять, что Молдова не вступит в ЕС. Он отмечает Брексит как аргумент против устойчивого развития европейского проекта, но намеренно игнорирует страны Западных Балкан, в том числе союзников России, таких как Сербия, которая может стать частью ЕС уже в 2025 году.

Поствыборные геополитические неопределенности

Волатильность геополитических предпочтений населения свидетельствует о том, насколько неустойчивым является европейский курс страны, а так же насколько устойчивой является евразийская идея. Как ни парадоксально, но, несмотря на ежедневные позитивные результаты от помощи ЕС, многие молдавские граждане считают, что Молдова должна вступить в Евразийский союз, который ничего не дает. В основном, это происходит из-за подмены имиджа России и Евразийского союза. Поэтому, каждый раз, когда пророссийские силы, во главе с Игорем Додоном, поддерживают режим Путина, они одновременно продвигают идею евразийского союза в стране.

В то же время, результаты опросов показывают, что европейский вектор по-прежнему страдает из-за ассоциации его с властью, а так же потому, что проевропейская оппозиция не смогла поглотить весь электорат, являющийся ранее сторонником ЕС. В отличие от этого, социалисты вместе с другими формированиями, ассоциированными с Россией, вобрали в себя практически всех сторонников Евразийского союза страны. (См. Таблицу 3)

Таблица 3. Избирательные и геополитические предпочтения граждан, %

 

Связанные с европейским вектором (Запад)

 

 

Склоняются к евразийской интеграции (Восток)

Март 2017

Ноябрь

2017

Февраль 2018

Март 2017

Ноябрь 2017

Ферваль 208

Вступление в ЕС

42

49

43

Вступление в Евразийский Союз

43

38

42

Партия действия и солидарности

27

21 (-6%)

20 (-1)

ПСРМ

33

30 (-3%)

36 (+6)

ДПМ

4

8 (+4%)

8

ПКРМ

4

4

4

Партия „Платформа Достоинство и правда”

5

4 (-1%)

4

„Наша партия”

6

2 (-4%)

2

ЕНПМ

1

2 (+1%)

2

-

-

-

-

ЛП

Меньше 1

1

2 (+1)

-

-

-

-

ПЛДМ

Меньше 1

Меньше 1

-

-

-

-

-

Источник: IRI.org

 

В таких условиях, внешнеполитическая ориентация страны после декабрьских выборов 2018 года будет еще неопределенней из-за смешанного голосования (IPN, 12 марта 2018 года). Силы, которые продвигают европейский путь, находятся в самой сложной ситуации, потому что именно в их рядах существует дефицит консенсуса и глубокая вражда, спровоцированная олигархизацией власти домкратами во главе с Владимиром Плахотнюком. Существование этого раскола может сыграть решающую роль, как в ходе выборов, так и в поствыборный период во время формирования будущей власти.

Вместо заключения...

Отношение президента Додона к ЕС улучшается и отделяется от предыдущих радикальных позиций. Так, с целью поддержания высокой популярности, а так же для того, чтобы максимизировать шансы социалистов на выборах, президент страны применяет многовекторный подход во внешних делах.

Укрощение риторики Игоря Додона в отношении ЕС сочетает в себе критику европейского проекта и конфронтацию с Россией, но и положительные отзывы, связанные с преимуществами Соглашения об ассоциации или либерализации визового режима.

Геополитическое восприятие населения является нестабильным, а европейской интеграции никак не удается заявить о себе как вектор ориентации страны для большинства. В отличие от последователей Евразийского союза, сосредоточенных вокруг твердого ядра, состоящего из социалистов и Игоря Додона, связанные с ЕС силы разобщены из-за олигархизации политической власти демократами.

 
Дионис Ченуша

 


IPN публикует в рубрике Op-Ed материалы авторов извне редакции. Высказанные ими мнения не обязательно совпадают с мнениями редакции. 

You use the ADS Blocker component.
IPN is maintained from advertising.
Support the Free Press! Some features may be blocked, please disable the ADS Blocker component.
Thanks for understanding!
IPN Team.