Власть и оппозиция... Op-Ed Виктора Пелина

„Наш главный вывод состоит в том, что для того, чтобы иметь хорошее правительство, необходимо иметь очень хорошую оппозицию, но у нас ее нет, по крайней мере, пока. Однако не стоит отчаиваться. Сама ПДС показала нам, как быстро внепарламентская оппозиция может стать правящей партией...”
---


С 6 августа 2021 года Партия действия и солидарности (ПДС) обладает всей властью в Республике Молдова. Команда ПДС двигалась к этому 5 лет, пока не победила. Конечно, успех ПДС связан также с невероятной удачей. Невозможно было поверить, что в критический момент исполнительный координатор Влад Плахотнюк сбежит из страны, как последний трус, оставив своих коллег по партии одних. Более того, он взял с собой и главного исполнителя кражи миллиарда - Илана Шора, чтобы тот не давал никаких показаний перед судом.

Еще одной удачей для ПДМ было то, как выяснилось, что ее другой оппонент - лидер Партии социалистов Республики Молдова Игорь Додон лишен каких-либо возможностей независимого политического лидера. Выяснилось, что лидер ПСРМ смог продвигаться в политике либо находясь под защитой Владимира Воронина, когда Партия коммунистов Республики Молдова (ПКРМ) обладала всей властью в государстве, либо под защитой Влада Плахотнюка, который сумел стать исполнительным координатором власти после удаления Воронина от власти. Без поддержки защитника или координатора, лидер ПСРМ продемонстрировал свою неспособность самостоятельно реализовать свои политические проекты. Действительно, Владимир Воронин привел Додона в политику и продвинул его в пирамиду власти до должности первого вице-премьера, а Плахотнюк поднял его еще выше, до должности главы государства посредством манипулирования Конституционным судом и пропаганды его медиа-холдинга.

Два последовательных предательства лидера ПСРМ - Воронина в 2011 году и Плахотнюка в 2019 году подчеркнули, что Игорь Додон не может справиться без защиты людей, которые превосходят его с точки зрения харизмы и менеджмента. Без поддержки Плахотнюка, лидер ПСРМ проиграл Майе Санду, как должность главы государства, так и блокирование досрочных парламентских выборов, которые он спровоцировал, когда убедил экс-премьера Иона Кику уйти в отставку, чтобы проложить путь к досрочным парламентским выборам. С таким политическим оппонентом, как Игорь Додон, ПДС даже не нуждалась в союзниках, отказываясь сформировать избирательный альянс с другими проевропейскими формированиями. Ирония судьбы заключается в том, что в избирательном альянсе на досрочных парламентских выборах нуждался Игорь Додон. Чтобы компенсировать отсутствие поддержки Плахотнюка, Игорь Додон раскаялся перед другим своим благодетелем - Владимиром Ворониным за акт предательства, совершенного в 2011 году. Таким образом, был создан избирательный блок ПСРМ с ПКРМ, по крайней мере, для нейтрализации едкой критики Воронина в адрес Додона. Кроме того, у лидера ПСРМ была возможность еще раз убедиться, что в одну и ту же реку нельзя войти дважды – нельзя вернуть годы славы ПКРМ, когда Додон был хорошим исполнителем политических команд Воронина.

Так вся власть оказалась в руках ПДС, которая контролирует президентуру, правительство и комфортное парламентское большинство. Тем не менее, опасности для управления неопытной ПДС, являются огромными, даже если партия пользуется поддержкой большинства граждан и партнеров по развитию. Социально-экономическая ситуация в стране плохая, наблюдается острая нехватка квалифицированных кадров, в целом в стране отсутствует рабочая сила, необходимая для реализации проектов ПДС, наступает новая волна инфекции COVID-19 и т. д. Но самая большая опасность для управления ПДС исходит из не самой. Особенно после того, как ПДС объявила, что начнет большую чистку в правоохранительных и регулирующих учреждениях. Дело в том, что добрые намерения ПДС напоминают высказывание – Власть имеет свойство развращать, а абсолютная власть развращает абсолютно.

Опыт, накопленный нами за последние 30 лет, не оставляет места для сомнений в отношении истины вышеизложенного высказывания. Главным препятствием на пути коррупции власти может быть только наличие компетентной и боевой оппозиции. К сожалению, нынешняя парламентская оппозиция является дезориентированной, деморализованной, и полностью скомпрометированной из-за поведения одного из ее лидеров и бездарных пропагандистов.

В указанном контексте трудно поверить, что оппозиция, созданная Партией Шор, ПСРМ и ПКРМ, может внушить уверенность и надежду в будущее. Партия Шор выживет до тех пор, пока выживет сеть социальных магазинов, которые подпитывают миф о благородных ворах, которые крадут, чтобы поделиться со многими и обездоленными. В отношении блока ПСРМ-ПКРМ все так же печально. Лидеры этого блока уже были у власти, и в тот период они незаконно приватизировали гостиницы, была установлена монополия на импорт рыбы и мяса под защитой правящего двора при президенте и т. д. Эффект заключался в том, что от монополии на рыбу и мясо все пошло наперекосяк, от ловли рыбы сетями до стрельбы животных снайперской винтовкой, возможно, для производства тушёнки.

Наш главный вывод состоит в том, что для того, чтобы иметь хорошее правительство, необходимо иметь очень хорошую оппозицию, но у нас ее нет, по крайней мере, пока. Однако не стоит отчаиваться. Сама ПДС показала нам, как быстро внепарламентская оппозиция может стать правящей партией.

You use the ADS Blocker component.
IPN is maintained from advertising.
Support the Free Press! Some features may be blocked, please disable the ADS Blocker component.
Thanks for understanding!
IPN Team.