Учитывая, что в первом туре президентских выборов большая часть голосов диаспоры была получена кандидатом ПДС Майей Санду, во втором туре существует риск того, что избирателям в западном пространстве будет труднее голосовать из-за условий, которые навязываются из-за пандемии, и это представляет реальный риск для Майи Санду. Главный риск независимого кандидата Игоря Додона заключается в том, что он не сможет преодолеть имидж коррумпированного чиновника, которого создал для него Ренато Усатый и это может косвенно помочь Майе Санду. Такие мнения высказал эксперт по связям со СМИ Влад Цуркану в ходе публичных дебатов „Сильные стороны и уязвимости двух финалистов”, организованных Информационным агентством IPN
Влад Цуркану считает, что, несмотря на то, что у Игоря Додона есть опыт борьбы с такими нападками, ему недостаточно комфортно их отталкивать. Другой риск, по его мнению, заключается в том, что, несмотря на то, что он представляет себя пророссийским политиком, он не получил поддержку со стороны Российской Федерации. „В таком обществе, как наше, зависимом, в том числе ментально, считается на подсознательном уровне, что внешнюю помощь может привлечь в Республику Молдова Майя Санду. Игорь Додон, как политик, не решил приднестровскую проблему, спорно и решение проблем молдавских фермеров, не принес деньги из Российской Федерации”, - сказал он.
Говоря о преимуществах, которые может извлечь кандидат из электоральных действий, предпринятых властями, эксперт говорит, что очевидно, что он принесет пользу тому, кто в настоящее время оказывает влияние на эти учреждения. Влад Цуркану привел пример избирателей из приднестровского региона, о которых неизвестно, сколько людей придут голосовать, но отметил, что это зависит от того, как будут вести себя правоохранительные органы, которые будут препятствовать, или позволят голосовать приднестровцам, которым заплатили.
„Что касается того, как действовали эти два кандидата, мы можем вспомнить, что самым активным был Игорь Додон. Можно сказать, что Майя Санду была в обороне около недели с тех пор, как появились эти дискредитирующие ее видеоклипы. Она отреагировала, решив отклонить открытое противостояние. Это решение было очень хорошо взвешено, оно обусловлено не этими клипами, а возможностями, которые у нее были бы в противостоянии на открытой сцене с Додоном. Учитывая его рефлексы, возможно, решение правильное. Хотя я думаю, что избирательное большинство, плюс те, кто голосовал за Ренато Усатого, хотели бы видеть, как эти двое полемизируют”, - подчеркнул Влад Цуркану.
По его словам, в медиа-пространстве есть независимые платформы, где два кандидата могли бы столкнуться и были телеканалы, которые сделали им приглашения. „Отсутствие прямого противостояния может привести к более низкой явке, чем можно было бы ожидать, потому что конфронтация пробуждает эмоции, и без этих эмоций некоторые могут остаться дома. В этом состоит риск, потому что дополнительный сегмент избирателей Майи Санду не так велик. Люди внутри Республики Молдова, возможно, должны были быть дополнительно сенсибилизированы посредством определенного шага Майи Санду. Интрига была бы более последовательной, если было бы это противостояние. Но мы находимся в точке, когда ситуация деградировала, а политические конкуренты представляют собой взаимоисключающие лагеря. Это не хорошо для молдавского общества. Мы должны оставаться людьми, независимо от наших политических вариантов и идеологий”, - сказал Влад Цуркану.
Влад Цуркану считает, что молдавское общество привыкло полагать, что правый, проевропейский электорат более активен между выборами и иногда отсутствует на выборах. „Все время говорят, что те, у кого есть ностальгия по Советскому Союзу, заботятся о том, чтобы приходить на голосование, независимо от возраста и физического состояния, что на сегодняшний день может быть спорным, потому что электорат, который видит будущее Республики Молдова рядом с Западом, приложил усилия и это необходимо оценить. На это, я думаю, делает ставку кандидат Майя Санду, на активизм ее избирателей, которых больше чем тех, кто голосует за Игоря Додона. В то же время можно предположить, что часть электората, проголосовавшего за других кандидатов, не явиться на голосование по каким-то причинам”.
„Если Майя Санду общалась бы больше с Ренато Усатым, это могло бы рассердить тех, кто не принимает никаких переговоров с таким сомнительным персонажем, как Усатый. И некоторые избиратели Ренато Усатого, выступающие против Игоря Додона, в принципе не принимают Майю Санду. Можно предположить, что и они не явятся на голосование. Вот почему для любого сегмента электората должен быть определенный тип сообщения. Нужно говорить с ним точно на его языке, чтобы убедить его прийти на голосование, нужно в качестве политика попытаться войти в другую шкуру, чем в ту, к которой привык электорат, если есть желание попасть в определенную новую нишу. Хотя я уловил в речи Майи Санду определенные акценты для унионистов, например, и была очень внимательна, чтобы не казаться слишком проевропейской или воспринималась как человек, который думает только о сближении с Румынией”, - пояснил Влад Цуркану.
„Отметим и настойчивость, решимость лагеря Майи Санду, который, как кажется, не готов проглотить второе поражение со стороны Додона, который остался без поддержки Владимира Плахотнюка, всех его ресурсов, которыми он владел в 2016 году. Без этой поддержки Игорь Додон кажется уязвимым”, - заявил Влад Цуркану.
10-е дебаты „Сильные стороны и уязвимости двух финалистов” из цикла „Мы и президент: кто кого выбирает, кто кого представляет” были организованы при поддержке немецкого Фонда Ханнса Зайделя.