Варианты развития украинской войны и выводы для Республики Молдова. Op-Ed Анатола Цэрану

 

 

В сложившихся условиях Республика Молдова должна иметь планы реагирования на любые варианты развития событий, к которым прибегнет Россия. Война в Украине создала ситуацию глубокого кризиса в нескольких сферах жизни молдавского государства. Но эта война раскрыла и неожиданные возможности, которые необходимо использовать максимально полно...

 

Анатол Цэрану
 

Еще два месяца назад в прессе широко обсуждались перспективы мирного переговорного процесса между Украиной и Россией. Ожидалось, что перемирие с прекращением огня будет подписано уже в мае. Даже если на тот момент все понимали, что Москва задумывала мирные переговоры с позиции военно-политического радикализма, вызванного надеждой на кардинальное улучшение своего положения на поле боя, тем не менее, надежда на прекращение горячей фазы войны была велика. Но эти надежды рухнули в условиях, когда в последние недели российская армия не смогла зафиксировать заметные военные успехи, а человеческие и материальные ресурсы России становятся все меньше. Однако Москва продолжает по инерции выдвигать неприемлемые для Киева мирные условия, вынуждая Украину думать, что с Москвой нельзя договориться ни о чем другом, кроме как об эпизодических гуманитарных коридорах и обмене пленными. А после переброса российских войск из Киевской области в сторону Донбасса, время начало работать против России, что побудило Кремль еще больше задуматься о том, как почетно выйти из войны.

Три варианта мира и все плохие...

Не сумев поставить Украину на колени во время молниеносной войны, Россия столкнулась с несколькими вариантами развития ситуации. Очень маловероятным вариантом на сегодняшний день является отвод российских войск на линии, на которых они находились 23 февраля 2022 года, с соглашением о прекращении огня, но без официального признания поражения в так называемой специальной военной операции в Украине. Такой вариант можно подтвердить тезисом, уже выдвинутым в официальных российских СМИ, о том, что война ведется не против Украины, а против НАТО, но на территории соседней страны. Условиями мира было бы согласие Украины отложить на неопределенный срок политический статус Крыма и Донбасса, возвращение всех заключенных и депортированных лиц, а со стороны Запада отказ или облегчение режима санкций, и все вместе могут быть одним из приемлемых путей выхода России из сложившейся ситуации.

Другой вариант, вероятность которого сегодня относительно низкая, но далеко не нулевая, - это эскалация войны с попыткой вовлечь США и НАТО в прямые переговоры. Этот сценарий наиболее рискован для Москвы, но на фоне начала процесса присоединения Швеции и Финляндии к Альянсу и увеличения военной помощи Украине, Кремль может воспользоваться им. Операция в Молдове или нападение на инфраструктуру этих структур, например, на территории Польши, или некоторые демонстрационные, но ограниченные военные действия против стран Балтии или против той же Финляндии и Швеции - сегодня все это полностью не исключается. Целью такой эскалации будет не военная победа, а попытка проверить единство Запада, возможно, даже разрушить это единство. Также этот вариант приводит к устранению необходимости вести переговоры исключительно с Киевом, который является крайне неудобным собеседником для Москвы. Конечно, основной ценой, которую нужно заплатить за такой вариант, будет еще большая экономическая изоляция России, в первую очередь, от Европы, и Кремль вряд ли возьмет на себя риск сделать это в нынешней ситуации.

Еще один вариант для Кремля означал бы прибегнуть к методу Троцкого, использованного во время переговоров по Брест-Литовскому мирному соглашению 1918 года: „Нет войны - нет мира”. Этот вариант может быть применен после оккупации российской армией административных границ Донбасса и предполагает снижение интенсивности боевых действий до их прекращения, но без официального окончания войны. И сегодня этот вариант кажется наиболее вероятным.

Возможные действия и последствия для Москвы

Москве нужен достойный мир не только из-за ее неспособности заставить Украину капитулировать, но и из-за растущей вероятности того, что украинская армия вытеснит российские войска с оккупированных территорий, по крайней мере, с некоторых из них, используя оружие, полученное с Запада. Тут Москва должна завоевать дипломатические позиции, продемонстрировать готовность к какому-то соглашению о прекращении огня и, по крайней мере, заручиться поддержкой французских и немецких дипломатов, которые заявили о своей заинтересованности в мирном соглашении ценой территориальных уступок со стороны Украины. По мнению некоторых экспертов, для реализации этого варианта российские власти, не обремененные международным правом или морально-этическими принципами, или просто элементарной верностью данному слову, могут использовать украинских военнопленных и перемещенных гражданских лиц в качестве разменной монеты в переговорах.

Чтобы убедить Украину заключить перемирие, российская дипломатия начала обвинять Киев в срыве мирных переговоров. Кремль не может не понимать, что территории, выжженные войной, экономически опустошены и испытали сильный отток населения – эти территории представляют собой экономическую пустыню, сохранение и контроль которой потребует больших усилий и ресурсов с постоянными потерями среди оккупантов. При этом не исчезнут удушающие санкции, а использованный военный потенциал будет либо трудно обновить, либо совершенно невозможно заменить. Таким образом, Россия может попробовать вариант отсрочки плана полной капитуляции Украины, в том числе рассчитывая на некоторые серьезные трудности, негативно влияющие на мировую экономику.

Негативный момент для российских властей в случае сценария „нет войны - нет мира” заключается в том, что он не снимает с повестки дня вопрос о полном восстановлении территориальной целостности Украины. Здесь подразумевается, что даже если Россия выберет этот вариант, это не означает, что Украина откажется от своих целей. А истощение российской армии на поле боя с неопределенными перспективами военного поражения Украины означало бы для Москвы, что она будет сильно ослаблена и в других областях - она может просто потерять контроль над другими территориями постсоветского пространства, где есть замороженные конфликты и непризнанные государства, к появлению которых она способствовала в прошлые десятилетия. Это означает, что долгосрочное ослабление России поднимет серьезный вопрос и об ее выходе из Молдовы (Приднестровье), Грузии (Абхазия и Южная Осетия) и Азербайджана (Нагорный Карабах).

Необходимы планы мер для каждого действия

В сложившихся условиях Республика Молдова должна иметь планы реагирования на любые варианты развития событий, к которым прибегнет Россия. Война в Украине создала ситуацию глубокого кризиса в нескольких сферах жизни молдавского государства. Но эта война раскрыла и неожиданные возможности, которые необходимо использовать максимально полно. Во-первых, необходимо активизировать действия в области европейской интеграции Республики Молдова и в связи с этим наиболее актуальным является саммит ЕС, намеченный на 23-24 июня этого года, на котором будет обсуждаться возможность предоставления нашей стране статуса кандидата на вступление в ЕС.

Обострению экономической ситуации необходимо противодействовать энергичными мерами экономического сотрудничества с нашим главным партнером - Румынией. В связи с этим важно в полной мере использовать совместное заседание парламентов Румынии и Республики Молдова, запланированное на июнь текущего года, решения которого должны сводиться не только к символическим жестам, но и к внедрению конкретных проектов экономического и долгосрочного сотрудничества. Война в Украине вернула на передний план общественного внимания Республики Молдова необходимость укрепления солидарности и национального единства румынского этнокультурного пространства как решающего фактора повышения устойчивости молдавского государства перед лицом возможной военной агрессии извне. Интенсификация интеграции с Румынией означает для Республики Молдова отрыв от российского пространства, от заявлений Кремля о включении нашего государства в зону преференциального геополитического влияния Москвы. И наоборот, пренебрежение и противодействие процессу взаимного сотрудничества между Румынией и Республикой Молдова равносильно разоружению молдавского государства перед лицом империалистических устремлений Москвы к восстановлению так называемой „исторической России”.


 
Анатол Цэрану
доктор исторических наук, политический коментатор

IPN публикует в рубрике Op-Ed материалы авторов извне редакции. Высказанные ими мнения не обязательно совпадают с мнениями редакции.

You use the ADS Blocker component.
IPN is maintained from advertising.
Support the Free Press! Some features may be blocked, please disable the ADS Blocker component.
Thanks for understanding!
IPN Team.