В Республике Молдова вырос уровень, тяжесть и глубина бедности в сельской местности. Комментарий Info-Prim Neo
Эксперты [Business Consulting Institute (BCI)] недавно завершили «Исследование об уровне бедности в сельской местности в Республике Молдова в 2005 году».
Согласно результатам исследования, в 2005 году, уровень бедности в сельской местности возрос примерно на 4,8 процентных пункта по сравнению с предыдущим годом, достигнув 36-процентной отметки, что, в основном, и обусловило рост соответствующего уровня на национальном уровне. Помимо роста уровня бедности, также увеличилась ее глубина и тяжесть.
[Спорное качество экономической и социальной политики]
7,1-процентный рост ВВП не смог повлиять на снижение уровня бедности в сельской местности в желаемой степени, поскольку доля сельского хозяйства, являющегося основной деятельностью сельской местности, составляет лишь 14% от ВВП. С другой стороны, даже увеличение добавленной стоимости на 1,8% в этом секторе не хватило для обеспечения снижения уровня бедности. В том числе благодаря тому, что жители сельских населенных пунктов, которые, в основном, получают доходы от индивидуальных сельских хозяйств, ведут сельское хозяйство для выживания и очень мало участвуют в торговых обменах. Поэтому, заключают эксперты BCI, экономический рост в нынешней структуры экономики не может в достаточной мере повлиять на сокращение уровня бедности в сельской местности.
Рост уровня незаконных доходов, вероятнее всего, привел к увеличению незаконности в сфере потребления, что в свою очередь приведет к ухудшению показателей по оценке уровня бедности. Таким образом, в 2005 году был отмечен реальный рост потребления и доходов не про-бедных, а, в основном, про-богатых жителей сельской местности.
Увеличению уровня бедности наиболее способствовали хозяйства, основной доход которых - от индивидуальной сельскохозяйственной деятельности и социальных выплат, в том числе группы фермеров, трудоустроенные в социальной сфере и работники сферы сельского хозяйства, а также семьи с 3 и более детьми. Так, уровень бедности в селах может ассоциироваться с сельскохозяйственной деятельностью и зависимостью от социальных выплат, заключают авторы исследования.
За исследованный период средние реальные доходы на человека возросли в сельской местности, благодаря увеличению прибылей от оплачиваемого труда и социальных выплат. В то же время уровень бедности мог также вырасти из-за сокращения объема доходов от индивидуальной сельскохозяйственной деятельности в случае хозяйств, доля доходов которых из этого же источника больше. Очевидно и значительное сокращение доходов от арендуемых участков, что повлекло за собой увеличение уровня бедности.
Уровень занятости в городах более высок (46,6%), чем в сельской местности (44,5%). Если в 1999 году на долю фермеров приходилось 50% от общего числа зачислений на работу, то в 2005 году этот показатель составил лишь 40,7%. Это структурное изменение, в основном, определяется оттоком рабочей силы из сельской местности, а не трудоустройством избыточной рабочей силы из сельской местности в сферы промышленности и услуг. Все это ведет к давлению на государственный бюджет социального страхования.
[Сельские жители хуже едят, лечатся и учатся]
Структура потребления малообеспеченных слоев населения претерпела крупные изменения, хотя, в общем, чувствуется разница между приоритетом потребления, которые могут позволить себе малообеспеченные слои и остальным населением. Наибольшие различия в этой связи были отмечены в расходах на образование, коммунальные услуги, одежду и обувь. Малообеспеченные люди незначительно сократили уровень потребления алкогольных напитков, граждане, не относящиеся к малообеспеченным слоям населения, сократили расходы на одежде и обувь, а расходы на образование значительно сократились во всех хозяйствах сельской местности.
Из примерно 11,5 миллиарда леев, переведенных из-за границы, в доходы сельских хозяйств поступило около 139 миллионов леев. В этой ситуации нельзя точно говорить, получают ли малообеспеченные хозяйства эти денежные переводы или они необеспеченны, поскольку не получают их. На основании имеющихся данных можно заключить, что на долю этих малообеспеченных слоев населения приходится незначительная сумма векселей. С учетом огромной суммы векселей можно предположить, что их роль в снижении уровня бедности – значительна. Вместе с тем, можно предположить, что в настоящее время стабилизировалось число лиц, не имеющих доступа к векселям. Соответственно, даже если сумма переведенных денег будет расти и в дальнейшем, это не будет напрямую способствовать избавлению их от бедности.
Уровень обучения для малообеспеченных семей в сфере сельского хозяйства довольно низок и продолжает сокращаться с каждым годом. Это можно объяснить тем, что в сельских населенных пунктах и малых городах домашние хозяйства не смогли покрыть расходы на одежду, продовольствие, школьные принадлежности и учебники. Особые причины для беспокойства создает и тот факт, что все большее число детей школьного возраста оставлены на попечение соседей и родственников, поскольку родители вынуждены работать за границей. Вместе с тем, дети из сельских населенных пунктов начинают получать образование немного позднее и быстрее его заканчивают. Уже в возрасте 13 лет уровень обучения этих детей начинает падать по сравнению с их коллегами из городов. Это, естественно, не может не повлиять отрицательным образом на качество их знаний, а впоследствии, на способность получения доходов и карьеру согласно стремлениям каждого из них.
[Дискриминируемые дети и старики]
В 2005 году средняя пенсия в сфере сельского хозяйства составляла 28% от средней заработной платы по стране и 56% от прожиточного минимума для пенсионеров – это меньше, чем пенсии других граждан в системе социального страхования. От общего объема расходов на выплату пенсий в рамках системы страхования, 50% - расходы на выплату пенсий фермерам, а их социальные взносы составляют 5%.
В то время как денежные переводы из социального страхования составляют важный источник доходов домашних хозяйств, в частности, хозяйств лиц пожилого возраста, другие денежные переводы незначительно повлияли на сокращения уровня бедности. Большинство выплат выделяется согласно категориям, и лишь некоторые их них распределяются на основании изучения дохода.
Нынешняя система государственных социальных услуг все еще слабо диверсифицирована. Уровень институционализации в 2005 году возрос на 4% по сравнению с 2004 годом, а по сравнению с 2001 годом – на 12,9%. Очевидна необходимость развития услуг в соответствии с европейскими стандартами, альтернативных институционным.
Население сельской местности ставит меньшее ударение на важность доходов и продовольствия, однако уделяет большое внимание состоянию здоровья. Эта ситуация определяется и способом получения доходов, обусловленных в основном способностью к физическому труду. Включение граждан в категорию малоимущих, в основном, осуществляется не согласно уровню расходов и доходов, а, скорее всего, согласно способности получать доходы. Поэтому малообеспеченные люди в первую очередь воспринимаются как граждане, которые не могут или не хотят работать, затем следуют семьи, уровень потребления которых диспропорциональнее по сравнению с доходами благодаря структуре семьи (например, многочисленные семьи). Отсутствие финансовых средств способствовало сокращению числа обращений к врачу, в частности малообеспеченных хозяйств из сельской местности. Растет число обращений к услугам скорой помощи. Очень высок уровень семей, отнесенных к категории малообеспеченных в силу пьянства или лености.
[Требуется новая политика]
Специалисты [Business Consalting Institute] считают, что увеличение уровня бедности в селах можно в первую очередь объяснить рядом причин. Среди самых важных – снижение уровня дохода от индивидуальной предпринимательской деятельности, незначительное влияние политики правительства по созданию рабочих мест в сельской местности, несоответствующее распределение национального продукта, ограниченный доступ населения к товарам и услугам, а также отсутствие жизнедеятельных механизмов поддержки малообеспеченных лиц.
Вместе с тем, для правильной оценки уровня бедности в сельской местности существуют методологические проблемы, связанные с оценкой уровня естественного потребления и разница между ценами в регионах. Еще одну проблему представляет отнесение к категории малообеспеченных лиц граждан, потребительские расходы которых ниже порога абсолютной бедности, однако, согласно уровню объявленных доходов, их можно отнести к группам лиц с наиболее высоким уровнем дохода.