В Конституции не должно быть статьи, посвящённой государственному языку, Виктор Жук

29 июля исполняются 20 лет со дня принятия Конституции Республики Молдова. Информационное агентство IPN обратилось к ряду аналитиков и лидеров общественного мнения с просьбой ответить, в какой степени Высший закон обеспечивает сегодня функционирование правового государства и защищает права человека, чем является и чем должна быть Конституция для страны и для рядового гражданина.
---

С момента обретения независимости государственный язык служил причиной разногласий в обществе и среди политиков. Способна ли Конституция решить эту проблему, или что должно быть сделано на конституционном уровне, чтобы этих разногласий больше не было?

Академик Виктор Жук, заместитель директора Института юридических и политических исследований Академии наук Молдовы:

В Высший закон страны не следовало включать статью о государственном языке, особенно тогда, в 1994 году, когда консенсуса по этому вопросу не существовало. Если в '89 – '90 годах преобладало мнение, что язык страны – румынский, то начиная с '92 – '93 годов настроения в обществе изменились, в том числе из-за того, что в парламенте правящим большинством стали не демократические, а нео-коммунистические силы, то есть аграрии. Конечно же, введением в 13-ю статью словосочетания „молдавский язык” они пытались разрешить эту проблему раз и навсегда. Но проблема не была решена, в особенности благодаря тому, что в 1994 году, до принятия Конституции, был сделан соответствующий запрос в Академию наук Молдовы, которая открыто заявила, что язык называется румынским. Не были учтены мнения исследователей, специалистов в данной области, был выбран политический вариант, и последствия этого решения – налицо.

В результате общество, политические элиты оказались расколоты этим вопросом, и мы видим, что в последнее время, по мере приближения выборов 30 ноября, на передний план снова выдвигают проблему языка, ведь легче заявить, что мы говорим на „молдавском” или „румынском” языке, чем разрабатывать проекты социальной защиты, экономического развития, модернизации и реформ.

Конституция не может решить проблему языка. Такой попыткой стало постановление Конституционного суда от 5 декабря 2013 года, из которого следует, что государственным языком является румынский, но оно очень мало изменило положение вещей, потому что в Молдове господствуют всеобщий правовой нигилизм и недоверие к властям.

Если будет разрабатываться новый проект Конституции, то в нём не должно оказаться статьи, посвящённой государственному языку. А если получится ввести в Конституцию синтагму „румынский язык”, вместо нынешней „молдавский язык”, то тем самым просто будет осуществлён акт справедливости – из Конституции будет удалена ложь, потому что учёные заявили, что язык является „румынским”. Конечно, некоторые левые силы в таком случае организуют протесты под лозунгом: „Спасите наш молдавский язык”, но не более того.

Всё же рекомендуется разработать ординарный закон о функционировании языков на территории Республики Молдова, и в этом ординарном законе указать название государственного языка. Но и в этом случае проблема языка будет решена лишь на законодательном уровне, но не в повседневной жизни.

Языковая проблема в Республике Молдова не является острой. В основном её выдвигают на первый план в ходе выборов, потому что это чувствительная тема. Не думаю, что она исчезнет в ближайшем будущем. Может быть, лишь тогда, когда Республика Молдова будет интегрирована в Евросоюз.

В 1990 году было принято решение парламента, согласно которому в 1994 году должна была быть проведена проверка иноязычных на знание ими государственного языка. Однако аграрно-социалистическая власть отменила это положение, в результате чего многие иноязычные не знают румынский язык и не желают его учить, хотя этот предмет преподаётся в школе.

Что касается функционирования других языков, то в Республике Молдова нет связанных с этим проблем. Никого не запугивают за общение на родном языке. Не исключаю наличие некоторых подобных моментов в повседневной жизни, на улице, на рынке, но на уровне государственной политики, в сфере трудоустройства, в государственном секторе таких препятствий не существует.

---
Конституция Республики Молдова
Статья 13. Государственный язык, функционирование других языков
(1) Государственным языком Республики Молдова является молдавский язык, функционирующий на основе латинской графики.
(2) Государство признает и охраняет право на сохранение, развитие и функционирование русского языка и других языков, используемых на территории страны.
(3) Государство содействует изучению языков международного общения.
(4) Порядок функционирования языков на территории Республики Молдова устанавливается органическим законом.

You use the ADS Blocker component.
IPN is maintained from advertising.
Support the Free Press! Some features may be blocked, please disable the ADS Blocker component.
Thanks for understanding!
IPN Team.