Условия деятельности молдавского бизнеса ухудшились за последние годы

Поддержка международных финансовых организаций плохо отразилась на предпринимателях в последние годы. Обусловленность финансовой поддержки привела к новым налогам и сборам. Национальная конфедерация патронатов Молдовы (НКПМ) организует форум деловых людей, на котором будут рассмотрены трудности, стоящие перед бизнесом и будут предложены политики их преодоления. Об этом сообщил председатель НКПМ Леонид Череску в интервью IPN.

----

 – Г-н Череску, как вы оценивает бизнес-среду, какие изменения произошли после провозглашения европейского курса Молдовы?

 – В процессе модернизации страны и продвижения европейского курса на помощь пришли многие мировые финансовые структуры, которые поставили правительству определенные условия. Мы, деловые люди, оказались в менее благоприятных условиях. Вернулся подоходный налог, введены дополнительные оплачиваемые дни при временной нетрудоспособности и другие подобные вмешательства, которые воспринимаются предпринимателями как ограничения. Кроме того наступил и мировой экономический кризис.

 – Предполагаю, были и положительные эффекты в этот период, расширился рынок сбыта?

 – Мероприятия по обеспечению ликвидности и функциональности государства, так называемая бюджетная консолидация, закончились большим числом налогов и их увеличением. Был кризис и государство должно было на что-то жить, ситуация вынудила правительство пойти по этому пути. Теперь мы выходим из кризиса, увеличился на 4% ВВП и сейчас мы просим обеспечить благоприятные условия для развития бизнеса. Мы благодарим правительство и ЕС за положительные эффекты соглашений с европейцами. На основании этих соглашений Молдова смогла экспортировать часть продукции в ЕС. Правда, для основной продукции были введены экспортные квоты, даже на вино. Мы не использовали эти квоты, потому что должны еще поработать над качеством продукции. Но думаем, положительный эффект наступит после подписания Соглашения об ассоциации с ЕС, а до тех пор мы должны пройти этап подготовки, это означает, что мы должны подключиться к европейским стандартам. Другим положительным моментом является то, что изначально были сняты экспортные барьеры, исчезла монополия и сельхозпроизводители стали более прибыльными.

 – Несмотря на это, фермеры утверждают, что в отрасли монополия сохранилась.

 – Тогда либерализовался экспорт, но сейчас чувствуются некоторые сотрясения внутри, и они показывают, что право на экспорт снова монополизируется.

Но вернемся к положительным эффектам. Пришли проекты, пришло много денег в страну. Я мог бы привести в качестве примера Дорожный фонд, который увеличился с 400 млн. леев до миллиарда и более.

 – Вы сказали, что у нас есть проблемы с качеством продукции. Что должны делать экономические агенты, чтобы устранить эти проблемы?

 – Чтобы экспортировать в ЕС мы должны подключиться к европейским стандартам и требованиям. Эти требования, в сегодняшней ситуации выше, чем можно себе позволить. Ограничения, которые стоят в настоящее время перед бизнес-средой Молдовы не позволяют быстро подключиться к этим стандартам. Для их достижения нужно инвестировать и иметь необходимые финансы, но из-за налоговой нагрузки, с которой сталкиваются предприниматели в Молдове, мало кто имеет возможность для роста. Роль государства заключается в создании привлекательных условий для инвестиций, должна быть стабильность и политическая последовательность, должна быть стабильность и в налоговой политике, инвесторы должны строить инвестиционные планы и быть уверенными в том, что инвестиции окупятся.

 – Несколько дней назад был обнародован рейтинг Всемирного банка. Согласно ему Молдова поднялась на несколько позиций с точки зрения бизнеса, кредитования и исполнения договоров. Что повлияло на этот рост?

 – Молдова поднялась на восемь позиций. Сегодня мы проанализировали этот рейтинг. Мы были на 86 позиции, а сейчас находимся на 78 месте. Рейтинг составлен по нескольким критериям, по некоторым мы поднялись, по другим спустились. В самом деле, с точки зрения получения кредитов мы поднялись на 27 позиций и это хорошо, что касается оплаты налогов, мы поднялись на 21 позицию, а в плане открытия нового бизнеса поднялись на 12 позиций. У нас, однако, есть и провалы. В разделе регистрации имущества мы потеряли три позиции, по неплатежеспособности - 2 позиции. Что касается трансграничной торговли и таможенного регулирования, которое является ахиллесовой пятой для Молдовы, мы потеряли 2 позиции. В общем, даже если мы поднялись в рейтинге, могу сказать, что по-прежнему находимся ниже среднего уровня в регионе. В разделе получения разрешений на строительство, например, находимся в хвосте, из 189 стран мы занимаем 174 позицию. Эта область сильно бюрократизирована, для каждой подписи и сертификата требуется время и деньги, время и деньги, много времени и много денег. Если сравнить ситуацию с другими годами, мы двигаемся вверх, но очень медленно, мы не сделали больших скачков как Грузия или Литва.

 – Мне известно, что по инициативе патронатов было проведено исследование основных препятствий, с которыми сталкиваются предприниматели в Молдове. Что побудило заказать такое исследование?

 – Мы проанализировали диалог с правительством, социальный диалог и констатировали, что диалог существует по многим направлениям, но конечный результат часто не в пользу улучшения ситуации бизнес-среды. Когда мы говорим с властями, они отвечают, что это наша точка зрения, и наши аргументы несущественны. Мы заказали это исследование и обнаружили ряд ограничений, которые пагубно влияют на бизнес. Данное исследование содержит выводы, которые удивили и нас. Например, 8 из 10 предпринимателей считают, что периоды политической нестабильности негативно влияют и на предпринимательскую деятельность. Коллеги из других стран говорили нам, что у них периоды политической нестабильности оказывают положительное влияние на бизнес, политики воюют друг с другом, и не вмешиваются в бизнес. А у нас наоборот.

 – Этому есть объяснение?

 – Одна только констатация, когда политики занимаются баталиями, менее крупные госчиновники делают что хотят, все разоряют, проводят чрезмерные контроли, потому что знают, что никто их не контролирует.

Другой вывод - 2 из 3 компаний считают коррупцию основным препятствием для деловой активности. Известен случай, когда инспектор проверил предприятие иностранного инвестора, не нашел нарушений, но в конце попросил денег хотя бы на бензин. Иностранный инвестор остался без слов...

Еще один вывод, две трети предприятий считают, что необходимы политические связи, чтобы получить поддержку правительства. То есть, чтобы расти, надо иметь связь с политикой. Что такое протекционизм? Это значит, что контроль не приезжает, даже если работаешь в теневой экономике. Большая проблема в том, что начинаются многочисленные контроли, когда хочешь развить компанию.

 – Чтобы эти ограничения исчезли, какие политики вы предлагаете?

 – Мы хотим, чтобы было внедрено корпоративное управление. Кроме того, нужно ввести личную ответственность, но и институциональную при совершении злоупотреблений по отношению к бизнесу, когда затягиваются ответы, когда нарушаются условия выдачи документов и при других нарушениях. На данный момент у нас этого нет. Политики, о которых мы говорим, ориентированы на семь ключевых ограничений и призваны их устранить. Мы надеемся, власти примут их во внимание.

 – 12 ноября состоится форум деловых людей. Что вы предложите правительству?

 – Мы разработали меморандум о взаимопонимании между законным бизнесом Молдовы и властями по преодолению проблем в деловой сфере. Мы выдвигаем предложения, и обязуемся выполнять некоторые обязательства. В то же время, мы хотим призвать бизнесменов Молдовы, заинтересованных в улучшении их деятельности принять участие в форуме, и не быть равнодушными. И еще один призыв: когда нас много, мы сила! Мы призываем предпринимателей объединиться для эффективного сотрудничества.

Марьяна Галбен, IPN

You use the ADS Blocker component.
IPN is maintained from advertising.
Support the Free Press! Some features may be blocked, please disable the ADS Blocker component.
Thanks for understanding!
IPN Team.