Ускорение интеграции приднестровского региона в Россию: риски и преимущества для DCFTA, OP-ED

 

 


Приведение законодательства региона в соответствие с российским законодательством ведет к определению нормативно-геополитической границы на Днестре, между левым проазиатским берегом и правым берегом – активно участвующим в процессе перенятия европейского законодательства...

 

Дионис Ченуша
 

Лидер приднестровского региона Евгений Шевчук издал 7 сентября 2016 года указ “о выполнении результатов республиканского референдума от 17 сентября 2006 г.”, который начинает процесс применения российского законодательства в приднестровском регионе. В контексте предвыборной кампании в связи с так называемыми президентскими выборами, назначенными на 11 декабря 2016 года, Шевчук прибегает к рычагам и политическому воображению, которыми он еще располагает для усиления своих чрезвычайно ослабленных позиций. Год назад, на выборах в законодательный орган сепаратистского региона (в Верховный Совет), в ноябре 2015 года, окружение Шевчука проиграло формированию „Oбновление”, которое добилось 31 мандата из 43. Также, последине опросы общественного мнения показывают также, что лишь 11% избирателей поддержали бы Шевчука по сравнению с 24% избирателей, которые отдали бы свои голоса за представителя оппозиции – председателя законодательного органа региона Вадима Красносельского.

Согласно указу, предстоит создать Государственную комиссию, которая должна разработать план действий и конкретные задачи со сроками исполнения по принятию российского законодательства в различных областях (экономической, налоговой, таможенной, социальной и т. д.). Разработку плана  действий необходимо завершить до начала ноября месяца 2016 года (за месяц до дня так называемых президентских выборов в регионе). Указ предусматривает объемное перенесение российского законодательства, отказываясь, таким образом, от выборочных и случайных выдержек из российской законодательной базы. Вместе с тем, указ предусматривает, что любой законодательный акт, принятый Верховным Советом в последующий период, следует отменить, если он противоречит российскому законодательству.

Даже если указ Шевчука ускоряет законодательную интеграцию в Россию, он может создавать предпосылки для проведения определенных реформ в областях, считающихся ранее щепетильными, как, например, налоговая политика. Ведь принятие российской законодательной модели предполагает,  между прочим, введение НДС, который в России колеблется от 10 до 18%, но его не существует в сепаратистском регионе. Это позволит компенсировать определенные потери региона, если он откажется от импортных тарифов на товары для Европейского союза, как часть соглашения о частичном применении DCFTA в регионе. Техническое соглашение относительно DCFTA было утверждено ЕС, Кишиневом и тираспольской администрацией на протяжении 2015 года, но оно не было обнародовано. Его основные условия могут содержать также исключение тарифных барьеров на пути экспорта из ЕС.

Указ Шевчука – для чего?

Предлагаемое указом Шевчука приведение законодательства региона в соответствие с российским законодательством содержит немало подтекста. Во-первых, Шевчук хочет убедить электорат, что процесс интеграции с Россией зависит от его удержания у власти.

Во-вторых, данным ходом Шевчук хочет осуществить дополнительное давление на Кишинев. В его понимании, это может заставить последнего сделать определенные концессии из тех, что были рассмотрены в Берлине в июне 2016 года (о признании дипломов об окончании учебных заведений, регистрации транспортных средств региона и т. д.) с тем, чтобы обескуражить Тирасполь в своем стремлении к законодательной интеграции с Россией. Очевидно, что указ Шевчука повторно указывает на то, что Тирасполь игнорирует процесс переговоров и намерения найти решения для реинтеграции страны.

Не в последнюю очередь, указ Шевчука может создать условия для проведения болезненных реформ, как, например, приведение налоговой политики региона в соответствие с соответствующей российской политикой. Это может затронуть и вопрос внедрения НДС, на который до недавнего времени смотрели с осторожностью, так как он приводит к рискам для потребителей (более высокие цены), а также для экономических агентов (снижение хотя бы на кратковременный период внутреннего потребления). Но для стабилизации экономики региона, aflată în находящейся в рецессии, применение российского законодательства может стать источником идей для проведения срочных структурных реформ. Пока что никто в Тирасполе не прокомментировал данную возможность, но данный сценарий неизбежен, если действительно состоится приведение законодательства в соответствие с российским законодательством. Более того, отдельные реформы могут быть восприняты положительно избирателями региона, если они приведут к интеграции с Россией.

Указ Шевчука – преимущества и риски для DCFTA

Углубление и ускорение динамики применения российского законодательства в регионе создает конфликтную базу для европейского законодательства, которое предстоит применять частично в процессе реализации положений DCFTA в регионе. Следовательно, единственной возможностью остается ,,точечное” применение определенных европейских директив и лишь в определенных случаях специфических экспортеров региона (,,Tirotex”, металлургический завод). Более того, отдельные важные положения директив, относящихся к таможенным процедурам, стандартам качества и безопасности или к окружающей среде, не смогут быть выполнены, имея в виду наличие российского законодательства.

Вместе с тем, законодательная интеграция в Россию приведет, между прочим, к изменениям (реформам), связанным с налоговой политикой, что сможет оправдать необходимость внедрения НДС. Очевидно, что при существовании НДС, разговоры о внедрении DCTFA на всей территории Молдовы, в том числе в приднестровском регионе, приобретут больше содержания. Ведь НДС сделает возможным исключение тарифных барьеров на пути экспорта из Евросоюза.

В итоге, применение DCTFA в регионе будет зависеть от интересов российского бизнеса в регионе и от того, как последний будет настаивать в Москве для того, чтобы были приняты определенные элементы DCTFA. В любом случае, даже если будут исключены тарифные барьеры, у Тираспольской администрации будут в распоряжении нетарифные инструменты (технические регламентации), которые исходят из российского законодательства, а также из законодательства Евразийского экономического союза.

Вместо заключения…  

В общих чертах, инициатива о приведении законодательства региона в соответствие с российским законодательством используется Евгением Шевчуком для того, чтобы продемонстрировать еще больше лояльности по отношению к России. Тем не менее, он рискует быть отправленным в отставку формированием „Обновление”, которое обладает достаточным количеством мандатов (конституционным большинством) в так называемом Верховном Совете. Следовательно, политическая судьба Шевчука зависит от расчетов Москвы и если она пожелает или нет, чтобы вся политическая власть в регионе контролировалась компанией-гигантом „Шерифф”,
посредством формирования „Обновление”.

Естественно, применение российского законодательства в регионе снижает шансы для применения DCFTA, так как сохраняет и углубляет конфликтные зоны между положениями европейского и российского законодательства. Тем не менее, возможность реформирования налоговой политики региона под видом сближения с Россией с точки зрения законодательства, качественно изменит отношение к импортным тарифам.

Участие экспортеров региона в DCFTA диктует исключение тарифных барьеров как первое условие, но ни в коем случае не единственное. Другими словами, кроме обеспечения недискриминационного доступа к европейским благам, Тираспольская администрация должна будет выполнить и другие обязательные технические условия для того, чтобы можно было поставлять товары в Европу на основании свободного режима.

Приведение законодательства региона в соответствие с российским законодательством делает все менее возможным расширение применения европейского законодательства в регионе (даже частичного). Данная инициатива ведет к определению нормативно-геополитической границы на Днестре, между левым проазиатским берегом и правым берегом – активно участвующим в процессе перенятия европейского законодательства  (коммунитарной законодательной базы) посредством Соглашения об ассоциации с ЕС.

 
Дионис Ченуша

 


IPN публикует в рубрике Op-Ed материалы авторов извне редакции. Высказанные ими мнения не обязательно совпадают с мнениями редакции. 

You use the ADS Blocker component.
IPN is maintained from advertising.
Support the Free Press! Some features may be blocked, please disable the ADS Blocker component.
Thanks for understanding!
IPN Team.