Урок неудачного года. Op-Ed Анатола Цэрану

 

 

Ещё один урок, который преподаёт сама жизнь, заключается в необходимости формирования широкого политического и гражданского фронта в поддержку европейских реформ, которые нельзя успешно осуществить силами только одной политической партии. Чрезмерный партийный эгоизм рискует стать тем „пеньком”, который может „опрокинуть телегу” европейского курса Республики Молдова, что неразрывно связано с угрозой реставрации олигархической системы...

 

Анатол Цэрану
 

Исполнился год с момента избрания Майи Санду на высший пост в государстве. Президентом Республики Молдова она стала по итогам второго тура выборов от 15 ноября прошлого года. Так начался новый период в политической истории Республики Молдова – период освобождения „захваченного государства” и деолигархизации страны. Майя Санду победила Игоря Додона – кандидата, представлявшего олигархические интересы и геополитические интересы России, набрав свыше 57% голосов. 24 декабря 2020 года она была утверждена в должности и стала первой женщиной-президентом Республики Молдова.

Двойной повод: для подведения итогов и извлечения уроков

Годовщина победы Майи Санду на президентских выборах наложилась на окончание первых 100 дней работы Правительства Гаврилицэ, что является дополнительным поводом подвести итоги и извлечь некоторые предварительные уроки. Полгода назад, представляя свои достижения за первые шесть месяцев мандата, глава государства заявила, что она сделала всё, что было в её силах, как президент и как человек, для повышения благосостояния всех граждан. Заявленные тогда приоритеты включали в себя обеспечение населения вакцинами от COVID-19, возрождение экономики, выведение Молдовы из международной изоляции и борьбу с коррупцией. Президент Санду добавила, что для следующего этапа необходимы правительство и парламент, которые трудились бы на благо людей.

Значительную часть года попутный ветер политических обстоятельств наполнял паруса президентского корабля. Последовательность и упорство президента Майи Санду прочертили победный маршрут для пропрезидентской ПДС на досрочных парламентских выборах летом этого года, отдав парламент и правительство в распоряжение президента. С этого момента мы в целом можем говорить о правлении Санду, уточняя, что победа на парламентских выборах стала последним „всплеском” благоприятной для неё политической конъюнктуры. В дальнейшем власти страны – президента, парламентское большинство и правительство – накрыла лавина кризисов, ставшая тяжким испытанием для их репутации в глазах общественности. В итоге власти подверглась жёсткой критике как с правого фланга политической сцены, так и со стороны непримиримой социалистическо-коммунистической оппозиции. Стала вызывать тревогу и нехватка у властей политических союзников, отсутствие которых нельзя компенсировать дифирамбами дежурных воспевателей президента Майи Санду и её команды.

Неоспоримые достижения

В список неоспоримых достижений президента Майи Санду входит преодоление изоляции и „раскрытие” Республики Молдова на международной арене, принёсшее с собой беспрецедентную экономическую поддержку от Евросоюза – План восстановления экономики на трёхлетний период, в размере 600 миллионов евро. Республика Молдова стала первой страной Восточного партнёрства, которой был предложен такой план. Программа предусматривает выделение ресурсов для поддержки бюджета, финансирование инфраструктурных проектов, 100 миллионов евро в качестве инвестиций в населённые пункты, поддержку малых и средних предприятий. В течение одного года, продолжая своё дипломатическое наступление, президент совершила серию рабочих визитов в Румынию, Украину, Францию, Германию, Италию, Польшу, ООН, а также посетила ведущие европейские структуры в Страсбурге и Брюсселе. Кроме того, с официальными и рабочими визитами в Кишинёве побывали президенты Румынии, Польши, Украины, председатель Европейского совета и др. Проявлением абсолютной поддержки страны Евросоюзом перед лицом российского энергетического шантажа стал грант в размере 60 миллионов евро, недавно предоставленный Республике Молдова. На этом фоне единственным неосвоенным президентом внешнеполитическим направлением остаётся Россия.

Благодаря активной политике президента Республики Молдова были получены щедрые пожертвования на нужды медицинской системы в борьбе с пандемией. Обеспечение населения вакцинами стало нормой, активизировалась и кампания по вакцинации граждан. Но в этой области были зафиксированы и многочисленные недочёты, прежде всего, в плане информирования. Властям не удалось провести широкую информационную кампанию о преимуществах массовой вакцинации населения, что привело к взрыву заболеваемости COVID-19 в осенние месяцы. Вся критика на предмет недостаточных антипандемических мер, звучавшая в адрес прежних властей в лице Додона и Кику, начала бледнеть на фоне антирекордов заболеваемости и смертности, фиксируемых при правлении ПДС. Реагирование на пандемический кризис стало слабым звеном в цепи государственного управления.

Половинчатые успехи

Реформа системы правосудия является ключевой формулой борьбы с коррупцией, согласно толкованию властей во главе с Санду. В этой сфере власти приложили наибольшие усилия, которые громко отозвались в обществе. Началась борьба за очищение системы от коррупционеров и лиц, подчиняющихся олигархическим интересам. В некоторых случаях власти действовали на этом направлении „без белых перчаток”, они часто скользили по лезвию бритвы, иногда нарушая процедуры. Самым громким таким случаем стало отстранение от должности и задержание генерального прокурора Стояногло. Столь „революционные” подходы власти оправдывали необходимостью воцарения правового государства, чтобы затем можно было в точности соблюдать все демократические и юридические процедуры. У этого объяснения есть много изъянов, которыми активно пользуется оппозиция, критикуя власти. Ещё один дефект реформы правосудия, на который указывает ряд экспертов, заключается в отсутствии хорошо структурированной концепции этой реформы. Стремясь парировать эту критику, Министерство юстиции опубликовало 15 ноября проект Концепции внешнего (чрезвычайного) оценивания судей и прокуроров. Так, внешнее оценивание предлагается провести путём создания международной миссии по мониторингу, Оценочной комиссии, состоящей из 4 оценочных коллегий, а также специальной Апелляционной коллегии. Этот последний пример демонстрирует способность властей учиться на ходу, откликаться как на сигналы, посылаемые гражданским обществом на основе своего опыта, так и на критику, исходящую от оппозиции.

Суровым испытанием для властей во главе с Санду стал внезапно разразившийся энергетический кризис, который заметно усилил негативные проявления хронического экономического и социального кризиса в нашей стране. Недавнее подписание контракта с „Газпромом” смягчило энергетический кризис, но ощутимо усугубило последствия экономического кризиса. В ближайшие месяцы инфляция и ценовой кризис, безусловно, станут основными испытаниями, но одновременно и вызовами для властей. На этом фоне всё более очевидным становится отсутствие в политическом багаже нынешних властей концепции долгосрочного и устойчивого экономического развития. Пока что в экономическом плане власти проявляют себя скорее в качестве пожарного и, в гораздо меньшей степени, в роли строителя. Если такой подход к экономическому развитию сохранится, то любые реформы в других областях будут лишены логической последовательности.

По принципу „революционной целесообразности”?

Критику вызывает и тот факт, что руководство страны не сообщает о некоторых своих действиях своевременно и доступно для широкой аудитории. Так, ряд экспертов указывают на неэффективное информирование общественности как на один из основных недостатков властей. Болевой точкой является и кадровая политика, хотя в обществе по-прежнему широко распространены ожидания суровых наказаний для коррумпированных чиновников из прежних правительственных команд. Но даже при наличии такого запроса множится число тех, кто не поддерживает способ рекрутирования властями людей на те или иные государственные должности, при котором не вполне соблюдается принцип прозрачности в процессе принятия решений. Критики обращают внимание на угрозу ухудшения качества представительной демократии вследствие злоупотребления при подборе кадров принципом „революционной целесообразности”. Тем самым создаются опасные прецеденты для любого, кто окажется преемником нынешних властей, поскольку значительная часть чиновничества из государственной администрации второго и более низких уровней пополняется за счёт людей, одобренных часто сменяющими друг друга политиками, людей со слабой институциональной памятью, что отражается на уровне профессионализма и на качестве самого управления.

Выводы

Один из уроков первого года правления Санду заключается в нехватке у реформ концептуальной составляющей, особенно в плане экономического развития. Хорошая теория удерживает от многих промахов, присущих любой реформе. Другой урок состоит в необходимости кардинального повышения качества коммуникации с общественностью. Если власти не информируют широкую общественность о своей политике добросовестно и в полном объёме, то её истолкования остаются на усмотрение оппозиции, что приводит к негативным последствиям для властей. Ещё один урок, который преподаёт сама жизнь, заключается в необходимости формирования широкого политического и гражданского фронта в поддержку европейских реформ, которые нельзя успешно осуществить силами только одной политической партии. Чрезмерный партийный эгоизм рискует стать тем „пеньком”, который может „опрокинуть телегу” европейского курса Республики Молдова, что неразрывно связано с угрозой реставрации олигархической системы.


 
Анатол Цэрану
доктор исторических наук, политический коментатор

IPN публикует в рубрике Op-Ed материалы авторов извне редакции. Высказанные ими мнения не обязательно совпадают с мнениями редакции.

You use the ADS Blocker component.
IPN is maintained from advertising.
Support the Free Press! Some features may be blocked, please disable the ADS Blocker component.
Thanks for understanding!
IPN Team.