Ежедневно с мусорных площадок муниципия Кишинев вывозят около 600 тонн отходов, которые предварительно сортируют на перегрузочной станции и доставляют на полигон в селе Цынцэрень. Объем складированных отходов с каждым годом увеличивается, а вместимость хранилища в Цынцэрень ограничена. Как мы справляемся с проблемой отходов: что делают власти и население, чтобы не допустить коллапса в столице?
Конец лета и осень – самые „мусорные”
Муниципальное предприятие „Autosalubritate” является оператором, ответственным за сбор и вывоз бытовых отходов на муниципальную свалку. Есть и несколько частных хозяйствующих субъектов, которые вывозят отходы, но те объемы незначительны. Наибольшее количество отходов собирают во второй половине лета и осенью, в основном растительные отходы. Зимой меньше мусора, если речь не идет о праздниках. Накануне праздников объемы значительно увеличиваются. „Мы удваиваем, утраиваем прилагаемые усилия, но оплачивается одинаково. Каждый день выполняем по 45 рейсов на 39-42 машинах, в зависимости от находящегося на мусорной площадке объема”, - уточнил исполняющий обязанности директора „Autosalubritate” Игорь Гырля. В среднем 55% собранных отходов биоразлагаемы. Зависит и от времени года. 20% составляют отходы, которые невозможно отсортировать и переработать. Примерно столько же, 20-25%, приходится на перерабатываемые отходы (пластик, стекло, металл, дерево).
Помимо отходов, производимых населением, существуют и отходы, поступающие от предприятий. Управление “Autosalubritate” располагает более 16-ю тысячами заключенных с юридическими лицами договорами. Бывает, что некоторые экономические агенты отказываются подписывать контракты. Они не хотят платить, мотивируя тем, что не производят отходов. Только в одном секторе столицы, Чокана, было выявлено 350 экономических агентов, не желающих заключать договор с муниципальным предприятием. „Я убедил 70% из них, а 30% категорически отказываются. Мы уведомляем претуру с тем, чтобы ее представители беседовали с ними, разъясняли им. Очень часто бывает, когда мы вывозим мусор с площадки намного чаще, чем это требуется по договору, только бы не доставлять неудобств окружающим”, - говорит Игорь Гырля.
Мусорная яма в Цынцэрень выдержит еще около 11 лет
Отходы из Кишинева оказываются как минимум на двух свалках в стране: на полигоне в Цынцэрень района Анений-Ной и на свалке в Бошкана. Действующий договор с Цынцэрень, куда попадает наибольшая часть столичного мусора, подписан сроком на три года. В течение этих трех лет как предприятие „Autosalubritate”, так и администрация муниципия Кишинэу имеют обязательства перед собственником земли, коммуной Цынцэрень. При выполнении всех обязательств по истечении трехлетнего периода пройдут переговоры с владельцем о заключении договора. Обязательства Управления „Autosalubritate” и примэрии Кишинева включают модернизацию полигона и защиту окружающей среды. В настоящее время на полигоне стабилизируется дамба для защиты отходов, на средства муниципалитета закуплен современный уплотнитель, из тех же источников приобретены станции по очистке фильтрата, уникальные в своем роде для Молдовы, которые введены в эксплуатацию в 2020-2021 гг. Отремонтирована подъездная дорога к полигону. В сентябре-октябре Управление „Autosalubritate” начнет соответствующую закупку для выполнения работ по модернизации полигона отходов.
В 2017-2018 годы, когда полигон вновь открыли для эксплуатации, были проведены исследования с забором проб воды из населенных пунктов вокруг полигона и было выявлено, что вода загрязнена веществами, используемыми фермерами, а не из-за веществ со свалки. Для борьбы с неприятным запахом и прекращения распространения легких фракций на прилегающей к полигону территории отходы уплотняют на глубину двух метров, засыпая их трехсантиметровым слоем земли. Кроме того, вокруг полигона есть забор, чтобы легкие фракции не выходили за его пределы. Вместимость мусорной свалки в Цынцэрень рассчитана примерно еще на 11 лет, в зависимости от реализации решений по подлежащим переработке отходам.
Отходы не сжигаем
Сжигание отходов на европейском уровне уже не популярно. Сейчас больше всего инвестируют в механическую и биологическую очистку, в станции по компостированию, в сортировку у источника. В случае сжигания отходов есть две проблемы: технологии и человеческий фактор. Технологии должны быть сверхсовременными, обеспечивающими очистку выбросов. Человеческий фактор должен быть хорошо обучен. Кроме того, не все отходы можно сжигать. Одним из решений могут быть станции по компостированию. Компостирование часто используется в случае растительной массы, которая не должна попадать в мусорные контейнеры. Хотя этот тип отходов не представляет опасности и может оказаться на свалке, было бы эффективно, если бы его собирали отдельно, - отмечает директор предприятия „Autosalubritate” Игорь Гырля.
„Сжигание отходов является очень сложным и весьма рискованным процессом, особенно если не используются технологии последнего поколения и если персонал не обучен и не контролируется с максимальной осторожностью. Технологии сжигания последнего поколения, насколько мне известно, очень дороги, так что эти затраты придется оплачивать либо напрямую из карманов граждан, либо из местного бюджета (косвенно из карманов граждан). Оба варианта меня не вдохновляют, потому что покупательная способность кишиневцев не на том же уровне, что у европейцев”, - заявил примар Ион Чебан.
Новая инфраструктура – новые стандарты
Предприятие „Autosalubritate” находится в процессе закупки 38 новых мусоровозов, а также восьми специальных грузовиков для перевозки мусора. Завершена также закупка 3000 контейнеров, а контракт на них должен быть подписан в августе. Муниципальное предприятие проводит исследование технико-экономического обоснования строительства новой перегрузочной станции в соответствии с новыми стандартами защиты окружающей среды, а также с сортировочными линиями, а тендер на выполнение этих работ должен быть объявлен не позднее конца сентября. Как отметил примар Ион Чебан, в некоторых случаях работы финансировались из местного бюджета, а в других, специально для текущих процессов благоустройства, примэрия изыскивала привлечение финансирования для реализации проекта „Твердые бытовые отходы Кишинева”. Примэрия гарантировала кредит от ЕБРР, получив тем самым гранты в размере 5,85 миллиона евро от ЕБРР и E5P и безвозмездный кредит в 9 миллионов евро от Европейского инвестиционного банка.
Недавно Главное управление жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства (ГУЖКХБ) Кишиневского муниципального совета объявило тендер на установку новых площадок для сбора мусора. Программа предназначена для многоквартирных жилых домов, в которых есть трубопроводы в подъезде. „В новостройках такого типа мы закрываем трубопроводы, чтобы исключить проблемы со зловонием, инфекциями в доме и строим площадки для сбора мусора вблизи домов. Около 80 трубопроводов в жилых многоквартирных домах уже закрыты”, - говорит руководитель отдела благоустройства и окружающей среды ГУЖКХБ Василе Ефрос. На этих площадках будут размещены контейнеры для биоразлагаемых отходов, а также для подлежащих переработке. „Если бы отходы собирали раздельно, а затем отправляли на переработку, то для вывоза на свалку оставалось бы меньше отходов. И полигон имел бы более долгий срок эксплуатации”, - отметил Василе Ефрос.
Муниципалитет определил средства на линию сортировки мусора, обязал управление „Autosalubritate” осуществить закупку услуг по сортировке мусора, чтобы все отходы сортировались, а подлежащие переработке не попадали на свалку в Цынцэрень. Как сказал примар Ион Чебан, примэрия и профильное предприятие на данном этапе не могут ничего другого сделать, поскольку им нужно дождаться заключений Министерства окружающей среды для решений по переработке на уровне региона 4 (в который входит муниципий Кишинев). Министерство окружающей среды проводит технико-экономическое обоснование по всему региону, а без выводов этого исследования Кишинев не может двигаться по решениям вопроса утилизации.
Бережное отношение к окружающей среде и к собственному карману
Примар Ион Чебан говорит, что „настоятельно необходимо вкладывать средства, чтобы убедить людей в том, что отходы надо сортировать”, но в то же время было бы хорошо контролировать выполнение гражданами сортировки мусора у источника. Решением для этого является оснащение мусорных площадок камерами видеонаблюдения. „Это позволило бы выявить граждан, нарушающих режим сортировки мусора, попутно добиваясь повышения чувства ответственности остальных людей. Все эти аспекты требуют огромных инвестиций. Конечно, должны существовать положения на национальном уровне, которые бы мотивировали сортировку и переработку отходов для крупных производителей отходов, что не отмечено”, - сожалеет градоначальник.
Вандалы остаются проблемой. Недавно на мусорной площадке в секторе Рышкань были подожжены три контейнера для перерабатываемых отходов и сожжены колеса двух оцинкованных мусорных контейнеров. Это ненужные потери, покрываемые за счет государственных денег. Один контейнер стоит около 6000 леев. „Контейнер - это имущество муниципалитета, города, и к нему должно быть соответствующее отношение. В то же время у нас должен быть и более жесткий контроль со стороны соответствующих органов”, - говорит директор Управления „Autosalubritate” Игорь Гырля. Для эффективного управления отходами необходимы также инвестиции в инфраструктуру сбора, транспортировки и хранения, а также ответственное отношение граждан. „Мы должны общаться, обучать, просвещать, чтобы люди понимали, за что они платят и насколько важна защита окружающей среды, тогда мы определим решения по утилизации”, - добавил директор Управления „Autosalubritate”.
В настоящее время реализуется несколько проектов модернизации для эффективного обращения к отходам. „У нас будут процессы, аналогичные европейским, и мы будем использовать наилучшие стандарты в этом отношении. К концу года мы будем сортировать от 10% до 20% всей массы отходов, с увеличением этого показателя в последующие годы, а отсортированные отходы не попадут на свалку. Так что речь идет о системе управления отходами, сравнимой с европейской”, - подчеркнул примар Ион Чебан. Муниципий Кишинев производит треть всех отходов в стране. Если все пойдет не по плану, пострадают кишиневцы, и не только.
Милена Макарчук, IPN