Учитель истории из Шерпень: В 1944 году село было полностью разрушено. Остался только один целый дом

Ясско-Кишинёвская операция, повлекшая за собой выход Румынии из войны, имела катастрофические последствия для района Шерпень района Анений Ной. Село превратилось в руины, остался только один целый дом. Об этом заявил учитель истории из села Шерпень района Анений Ной Петру Пасенко. В ходе публичных дебатов „Последствия Ясско-Кишиневской операции 80 лет спустя”, организованных Информационным агентством IPN учитель истории рассказал, что в результате бомбардировок в Шерпень со стороны советских и немецких войск населенный пункт был разрушен, а большая часть население была депортирована в Сибирь.

Ясско-Кишиневская операция, начатая советской армией 20 августа 1944 года, вошла в историю как одна из самых коротких, но изменившая соотношение сил на южном участке советско-германского фронта и, следовательно, на Балканах. Результатом этого сражения стал выход Румынии из войны и переход ее на сторону союзников, а также повторная аннексия Бессарабии. Учитель истории из села Шерпень Петру Пасенко рассказал, что до 20 августа 1944 года его населенный пункт был объектом бомбардировок как со стороны советов, так и со стороны немцев. Это произошло в условиях, когда Шерпенский плацдарм был лишь приманкой для немцев, которые должны были поверить, что наступление начнется отсюда, но в действительности наступление готовилось со стороны Кицкань.

„18 августа советское командование, чтобы ввести в заблуждение противников, то есть немцев, и заставить их поверить в то, что решающее наступление на Кишинев начнется от Шерпенского плацдарма, отдало приказ штурмовать село Шерпень и советская артиллерия начала обстреливать село, вызвав разрушительный огонь и со стороны немецкой артиллерии. В течение двух дней село разрушалось артиллериями с обеих сторон, оставив только один целый дом и один частично поврежденный, остальные - лишь руины. Позже была разрушена и церковь, а из ее камня был построен Дом культуры, хотя у нас вокруг села столько камня, что можно было бы построить город”, - заявил учитель истории Петру Пасенко.

Он отметил, что местное население было уничтожено, часть мужчин ушла на фронт, а другая часть была депортирована в Сибирь на работу в качестве рабов.

„Многие сограждане оказались на фронте, в том числе и мой отец, но подавляющее большинство было увезено в Сибирь. Моего дедушку и брата моей матери увезли в Сибирь. Их мобилизовали на фронт, но на фронт не повезли, увезли в Сибирь. Они находились в концлагерях, подобных немецким, но с немцами ситуация была проще, чем судьба бессарабцев. Большинство из них умерло. Люди умирали от голода и тяжелого труда. Они работали, рубя лес. Некоторые вернулись с фронта. Без ног и рук”, - добавил Петру Пасенко.

Последствия Ясско-Кишиневской операции для населенного пункта Шерпень были такими же, как и для всей Бессарабии, говорит профессор Петру Пасенко. Был голод, волны депортаций и принудительная коллективизация. По словам Петру Пасенко, благодаря Днестру жители Шерпень легче перенесли голод 1946-1947 годов.

„Для жителей Шерпень, поскольку село расположено на берегу Днестра, голод прошел легче, он был более терпимым. До замерзания Днестра люди питались моллюсками и рыбой. Люди питались продуктами Днестра. Позже произошла принудительная коллективизация. Тех, кто был против, сослали в Сибирь”, - отметил Петру Пасенко.

40-е публичные дебаты на тему „Последствия Ясско-Кишиневской операции 80 лет спустя” из цикла „Влияние прошлого на процессы укрепления доверия и мира” организованы Агентством IPN при поддержке немецкого Фонда Ханнса Зайделя.

You use the ADS Blocker component.
IPN is maintained from advertising.
Support the Free Press! Some features may be blocked, please disable the ADS Blocker component.
Thanks for understanding!
IPN Team.