|
|
Михай Могылдя | |
Кризис COVID-19 был использован тираспольской администрацией для совершения ряда беззаконий и злоупотреблений. С марта по настоящее время эти действия были отмечены и доведены до сведения общественности конституционными властями, которые неоднократно требовали поддержки у международных партнеров. В отсутствие формата конструктивного диалога с сепаратистским режимом левобережья Днестра, который отказался отвечать на запросы, поступившие от Кишинева, существует опасность эскалации ситуации в регионе с серьезными последствиями для прав человека и внутренней безопасности Республики Молдова.
Спустя почти четыре месяца после установления чрезвычайного положения в приднестровском регионе и более месяца после его аннулирования, нет никаких сигналов о том, что тираспольские лидеры готовы пересмотреть свои так называемые „санитарные меры” для реагирования на нынешний эпидемиологический кризис. Предлог защиты „общественного здоровья” был использован для ограничения доступа Кишинева в Зону безопасности и ограничения движения между двумя берегами. В этом контексте приостановление в одностороннем порядке обязательств, взятых Тирасполем перед Кишиневом, должно быть предметом активного мониторинга и механизма быстрой реакции со стороны Миссии ОБСЕ в Республике Молдова, главного международного актера, способного облегчить этот процесс.
Кривая роста беззаконий
На основании приказа приднестровского лидера Вадима Красносельского от 16 марта 2020 года, утвержденного 18 марта фактическим Верховным советом Тирасполя, был учрежден режим чрезвычайного положения в приднестровском регионе. Этот запрос содержал ряд мер, направленных на решение проблем, связанных с COVID-19, в том числе запрет на въезд в приднестровский регион лиц, не имеющих его гражданство и запрет на выезд с территории левобережья Днестра жителей региона, за исключением особых случаев.
Помимо официально объявленных „зеркальных мер”, началась постепенная установка незаконных пограничных постов в периметре Зоны безопасности. В частности, с 17 по 30 марта было установлено 16 контрольно-пропускных пунктов и ограничено движение, отмеченные в обращении Делегации Республики Молдова в Объединенной контрольной комиссии (ОКК) представителям Российской Федерации, Приднестровья, Украины и Миссии ОБСЕ в этой структуре. После 1 апреля число этих КПП увеличилось, в настоящее время достигнув 37 единиц.
Также с 16 марта была ограничена деятельность военных наблюдателей Смешанных миротворческих сил в Зоне безопасности. Ограничение доступа военных наблюдателей лишило Кишинев жизнеспособного инструмента документирования злоупотреблений, совершенных Тирасполем, что является серьезным нарушением механизма функционирования Совместных миротворческих сил. Несмотря на неоднократные призывы делегации Республики Молдова в ОКК к разблокированию доступа военных наблюдателей, до сих пор нет серьезных успехов в этом направлении.
Из-за ограничения движения, налагаемого сепаратистской администрацией для жителей региона, нескольким сотрудникам государственных учреждений, проживающих на левом берегу (врачам, полицейским, учителям), невозможно было ежедневно осуществлять свою деятельность в Зоне безопасности. Ключевой проблемой стало привлечение медицинского персонала с левого берега Днестра в оказание услуг первичной помощи жителям Зоны безопасности в контексте пандемии COVID-19. После нескольких запросов к международным партнерам, поступившим от Бюро политик по реинтеграции, удалось найти альтернативное решение для размещения 31 врача в населенных пунктах правобережья Днестра при поддержке ЕС. В тот же период в течение нескольких недель Тирасполь ограничил доступ фермеров из Дубэсарь к сельскохозяйственным землям, находящимся за трассой Рыбница-Тирасполь, нарушив Протокольное решение о доступе к сельскохозяйственным землям, находящимся за трассой Рыбница – Тирасполь, подписанное 25 ноября 2017 года.
Позиция Миссии ОБСЕ в отношении злоупотреблений, совершенных Тирасполем
Согласно пресс-релизам Бюро политик по реинтеграции, в адрес ОБСЕ поступило не менее 10 обращений со стороны Кишинева для активизации усилий по мониторингу и регистрации инцидентов в Зоне безопасности, а также для более быстрого реагирования на эти провокационные действия. Часть запросов была представлена на четырех двусторонних встречах вице-премьера Кристины Лесник с главой Миссии ОБСЕ в Молдове Клаусом Нойкрихом и специальным представителем действующего председательства в ОБСЕ Томасом Майром-Хартингом.
Хотя глава Миссии ОБСЕ подтвердил необходимость того, чтобы Тирасполь переосмыслил свой подход к ограничению свободы передвижения, позиция ОБСЕ оказалась двойственной по этому вопросу. С одной стороны, Миссия ОБСЕ неоднократно приглашала стороны к диалогу, в том числе на уровне рабочих групп, чтобы управлять ситуацией, связанной с кризисом COVID-19. С другой стороны, Миссия ОБСЕ не потребовала незамедлительного удаления незаконно установленных Тирасполем постов и не осудила односторонний характер решений об их установке.
Несмотря на то, что Миссия ОБСЕ разрабатывает ежемесячные отчеты по мониторингу ситуации в приднестровском регионе и зоне безопасности, совершив более 30 мониторинговых визитов в течение первых шести недель после объявления чрезвычайного положения, результаты этого мониторинга не отразились в официальных сообщениях миссии последних месяцев. Более того, ОБСЕ не ответила на ходатайства Кишинева о созыве заседания в формате 5+2 в апреле этого года. И это несмотря на то, что деятельность рабочих групп по отраслевым вопросам была приостановлена в течение 2-х месяцев, а формат 5+2 оставался единственной жизнеспособной альтернативой многосторонним консультациям по эпидемиологической ситуации и безопасности в приднестровском регионе.
Больше пространства для маневров - меньше неопределенностей
Мандат Миссии ОБСЕ дает ей возможность фиксировать и расследовать инциденты, выявленные в приднестровском регионе. Выполнение этих обязанностей очень важно для объективного отражения незаконных действий, совершаемых тираспольским режимом и предоставления альтернативного мониторинга ситуации в Зоне безопасности. В контексте ситуации, произошедшей в последние месяцы, а также в случае других отклонений, совершенных Тирасполем, необходим анализ последствий этих инцидентов для суверенитета и безопасности Республики Молдова. Выводы ежемесячных отчетов должны быть представлены Кишиневу и международным партнерам, а также предложения и рекомендации по минимизации выявленных рисков. Кроме того, синтезированные сообщения должны быть переданы СМИ и широкой общественности.
Учитывая риск новой волны распространения вируса COVID-19, существует неминуемая опасность того, что количество ограничений на движение и „санитарные” пограничные посты будут расширены в течение следующего периода. Повторение ситуации марта-апреля, когда периодические встречи в ОКК и рабочих групп были приостановлены, может иметь серьезные последствия для ситуации в Зоне безопасности. Поэтому миссия должна разработать антикризисный рабочий формат с участием Кишинева и Тирасполя. Этот трехсторонний формат может быть использован для обсуждения актуальных вопросов повестки дня и оказания давления на Тирасполь для выполнения взятых им обязательств.
Кроме того, миссия должна открыто осуждать несоблюдение протокольных решений, подписанных в последние годы Кишиневом и Тирасполем. Меры, согласованные в рамках пакета Берлин Плюс, не будут устойчивыми до тех пор, пока сепаратистские власти будут отменять их в одностороннем порядке. Миссия должна активно следить за реализацией положений этих протоколов и публично сообщать о любых отклонениях от согласованных пунктов. Переговоры и подписание новых протокольных решений (в области телекоммуникаций и банковских услуг) должны быть связаны с немедленным закрытием 37 постов, установленных в последние месяцы приднестровской стороной и выполнением Тирасполем всех действующих обязательств.
В то же время миссия должна активизировать усилия по диалогу и видимости, конечными бенефициарами которых должны быть жители обоих берегов Днестра. Исходя из опыта последних месяцев, ОБСЕ может разработать инструменты для диалога по ситуации в Зоне безопасности, а также по последним событиям, связанным с внедрением пакета Берлин Плюс. Медийное присутствие миссии необходимо, в частности, в приднестровских СМИ, где распространяются ошибочные сведения о приднестровском конфликте и к которым не имеют доступа представители правительственных учреждений или гражданского общества правобережья Днестра.
Вместо выводов
Миссия ОБСЕ в Республике Молдова может сыграть ключевую роль в управлении ситуацией, вызванной беззакониями тираспольского режима. Мандат миссии не является ограничительным в этом отношении и предоставляет рычаги для привлечения усилий по мониторингу, анализу и сообщению проблем, выявленных в периметре приднестровского региона и Зоны безопасности. Экспертиза миссии должна быть направлена на преодоление кризисных ситуаций, осуждая любые действия, посягающие на суверенитет Республики Молдова и существующих обязательств.
Действия, предпринятые в течение последних четырех месяцев Тирасполем в периметре Зоны безопасности, должны быть объективно оценены и проанализированы. Миссия ОБСЕ имеет право и должна повторно требовать немедленного вывода этих постов и соблюдения прав человека. Эти шаги должны быть переданы жителям обоих берегов Днестра посредством более активного присутствия миссии в средствах массовой информации. Без этих элементов роль Миссии ОБСЕ в преодолении текущих проблем будет восприниматься как периферийная.
--------
Данная редакционная статья была опубликована в рамках проекта „Мы и Европа – анализ молдавско-европейских отношений посредством инновационных медиа и аналитических продуктов”, внедряемого Институтом европейских политик и реформ (ИЕПР) в партнерстве с IPN и Radio Chișinău при поддержке Фонда Конрада Аденауэра. Мнения, представленные в этой редакционной статье, не обязательно соответствуют позиции доноров.
IPN публикует в рубрике Op-Ed материалы авторов извне редакции. Высказанные ими мнения не обязательно совпадают с мнениями редакции.