Своими песнями Дойна и Ион Алдя-Теодорович трогали души десятков тысяч людей
Песни "Răsai", "Reaprindeţi candela", "Pentru ea", "Eminescu", "Trei culori", "Clopotul învierii", "Pace lumii", "Suveranitatea", "Maluri de Prut" поддерживали в сердцах молдован национальную гордость и только зарождающуюся жажду свободы. Очевидцы утверждают, что на всех собраниях и митинга легендарных 1989-1991 Дойна и Ион Алдя-Теодорович трогали этими песнями души десятков тысяч людей.
По словам тех, кто созидал Республику Молдова, принятие Декларации о Независимости приближалось людьми, имена которых останутся в анналах новейшей истории страны. Среди них особое место занимают Дойна и Ион Алдя-Теодорович, которые “в настоящем времени вчера, сегодня и завтра создавали и создают эпоху румынской культуры на окраине самой жестокой из империй", как сказал поэт Георге Водэ.
Мать Дойны, Еуджения Марин, сказала для Info-Prim Neo, что Ион и Дойна Алдя-Теодорович посвятили свою жизнь и творчество возвышенному идеалу: сохранению румынской духовности. Своими песнями они отдали дань уважения румынскому языку, триколору, традициям, самым святым идеалам: Богу, матери, языку, народу, Еминеску, суверенитету, миру. Они боролись не оружием, они боролись песней, душой.
“В 1992 году, 30 октября в бессмысленной аварии смерть отняла их у нас. В последний путь их провожали тысячи людей с обоих берегов Прута”, сказала Еуджения Марин.
Первый президент Молдовы Мирча Снегур сказал для Агентства, что Ион и Дона Алдя-Теодорович были личностями, отдавшими себя стране, которые своим творчеством способствовали национальному возрождению и освобождению. “Жаль, что они покинули нас так рано, нам нужны их усилия, мудрость, знания, чтобы довести до конца то, что начали в 1989-1991 годах”, добавил Мирча Снегур.
Поэт и писатель Ион Хадыркэ сказал, что эта пара стала символом пробуждения национального сознания. Именно их жизнь и их трагедия сделали их символом национального возрождения.
Поэт Григоре Виеру говорит, что “Так как лик Господень растворился в бескрайней Вселенной, а вся боль и страдания народные вибрировали и продолжают вибрировать на четырех струнах непокоренной Баллады Чиприана Порумбеску, так и Дойна и Ион, ставшие легендой растворились в боли и страдании этой земли, а мы, в свою очередь, еще яснее видим свою раненую сущность в зеркале их несравненного таланта”.