Спустя 10 лет после хищения одного миллиарда долларов из банковской системы Республики Молдова и отмывания свыше 20 миллиардов долларов через молдавские банки при участии судей, на глазах у правоохранительных органов, в отсутствие надежных механизмов надзора, основные участники этих мошеннических схем по-прежнему остаются на свободе. Таков один из выводов доклада „„Офшорная республика”: анализ факторов, способствовавших системному мошенничеству и отмыванию денег в банковском, страховом и финансовом секторах Республики Молдова”, подготовленного Независимым консультативным комитетом по борьбе с коррупцией (НККБК), сообщает IPN.
Согласно документу, чтобы не допустить повторения подобных схем, необходимо обеспечить прозрачную процедуру и четкие критерии назначения на должность главы Национального банка Молдовы, его заместителя и руководителей других учреждений, активизировать процесс раннего выявления случаев отмывания денег профильными учреждениями, повысить эффективность процесса взыскания по гражданским и уголовным делам за счет улучшения координации между учреждениями, расширить поддержку на международной арене и принять ряд других мер. В ходе презентации доклада директор секретариата НККБК Ион Гузун отметил, что на руководящие должности в НБМ людей раньше назначали по политическим критериям, в результате чего ответственность этого учреждения давала осечки. В то же время решения судей по банковским махинациям были „запоздалыми и неуклюжими”. По словам Иона Гузуна, в докладе фигурируют такие фамилии, как Плахотнюк, Платон, Шор, Рейдман.
В то же время сопредседатель НККБК Джеймс Вассерстрем подчеркнул, что махинации в банковской системе не были единичным случаем, они продолжались два десятилетия, что доказано фактами. Схемы были позаимствованы в России и других странах, а имена выгодоприобретающих собственников не раскрывались.
„С момента провозглашения независимости Молдовы от СССР и до настоящего времени отдельные политики, руководители и их приближенные злоупотребляли своим положением и влиянием в целях построения ущербных систем или подрыва уже работающих систем для извлечения личных выгод. В некоторых случаях люди настолько погрязли в своей коррупционной деятельности и извлекли из нее столь значительные выгоды, что последствия – накопление богатства и концентрация власти в их руках, в ущерб молдавским гражданам – угрожают экономике всей страны. Если бы они расширили свою власть и взяли бы экономику под полный контроль, они фактически контролировали бы страну – что соответствует определению „захваченное государства”. Голоса большинства, а вместе с ними – и демократия, оказались бы утрачены в интересах очень немногих. Республика Молдова должна вернуть себе независимость, потому что некоторые ее институты были захвачены”, - отметил Вассерстрем.
По его словам, имеются проблемы с принадлежностью 11 банков, находящихся под надзором НБМ, и присутствует нежелание проводить соответствующие проверки. Говорят, что есть банки, осуществляющие подозрительные транзакции в интересах политически значимых людей, но эти банки не раскрывают такого рода сведения, предупредил Вассерстрем.
Джеймс Вассерстрем является американским дипломатом. В числе прочего, на протяжении 4 лет он руководил борьбой с коррупцией в сфере коммунального хозяйства в качестве старшего офицера Административной миссии ООН в Косово и советника посольства США по борьбе с коррупцией в Афганистане.
Сопредседатель НККБК Тамара Разина отметила, что за 8 лет для расследования махинаций в банковской системе ничего не было сделано, и причиной тому – отсутствие политической воли. В то же время нынешнее правительство приняло серьезные и трудные меры для устранения вопиющих недостатков в сфере верховенства закона, которые обнаруживаются в каждом из элементов системы правосудия. „Это будет долгий процесс, и его успех не гарантирован. Несмотря на некоторые улучшения в плане регулирования финансового сектора, остаются неустраненными очевидные недостатки в плане схем отмывания денег и выгодоприобретающих собственников. Многое еще предстоит сделать, нет особого прогресса в плане возврата этих утраченных активов. Государственные учреждения, ответственные за борьбу с коррупцией, не приняли своевременных мер по возврату этих активов”, - заявила Разина.
Тамара Разина является экспертом в области макроэкономики и международных финансов, она обладает 14-летним опытом работы в Международном валютном фонде. Ранее она работала в Национальном банке Молдовы. В ходе презентации доклада Разина отметила, что это – первый доклад Независимого консультативного комитета. В нем представлен всесторонний анализ коррупции как явления, махинаций и отмывания денег в финансово-банковской и страховой системах, рассматриваемый в более широком контексте. Он также наглядно показывает, как вносятся изменения в законодательство, указывает на проблематичные назначения руководителей некоторых учреждений, на отсутствие подлинной независимости надзорных органов и оперативной реакции на тревожные сигналы, что и привело к захвату государственных институтов.
В докладе представлены документально подтвержденные заключения, сформулированы выводы и рекомендации по укреплению институтов, повышению прозрачности их работы, необходимым законодательным изменениям, совершенствованию надзорного механизма в финансовой, банковской и страховой сферах.
Последующие доклады НККБК будут посвящены полномочиям антикоррупционных учреждений, финансированию политических партий и коррупции на государственных предприятиях. Ближайший свой доклад НККБК планирует представить в сентябре этого года.
Независимый консультативный комитет по борьбе с коррупцией был создан в июне 2021 года, указом президента. НККБК является независимой структурой, состоящей из отечественных и зарубежных экспертов, задачей которой является анализ системных проблем „большой” коррупции, затрагивающих государственные учреждения в Республике Молдова, а также расширение потенциала этих учреждений в целях реализации антикоррупционных мер. Кроме того, миссия НККБК состоит в том, чтобы упрочить осознание Республикой Молдова общих и специфических проблем, связанных с „большой” коррупцией, и повысить способность государства принимать надлежащие меры для улучшения жизни молдавских граждан.