Снижение евроскептицизма президента Додона, торговля между Молдовой и ЕС и возрождение проевропейских симпатий, OP-ED

 

 


Любой новый кризис, вызванный нынешними властями в процессе проведения реформ, жёсткая реакция со стороны ЕС и/или неоправданные промахи непарламентской оппозиции могут в любой момент причинить вред всё ещё хрупкому возрождению проевропейских настроений...

 

Дионис Ченуша
 

Радикальная риторика евроскептических сил Молдовы, возглавляемых президентом страны Игорем Додоном, демонстрирует явные признаки снижения. Смягчение критики в адрес Евросоюза объясняется объективными причинами, связанными со статистическими отчётами, подтверждающими стабильные торговые отношения с ЕС, а также повышенной требовательностью Брюсселя к качеству реформ, проводимых молдавскими властями. Кроме того, более благожелательная риторика в отношении ЕС необходима для того, чтобы смягчить, по крайней мере временно, чрезмерно пророссийскую позицию последнего времени. Внешнеполитическое тяготение преимущественно к Востоку или к пророссийским странам с сомнительным имиджем (Венгрии, Беларуси и т. д.), многочисленные встречи с Владимиром Путиным и другими российскими официальными лицами, хотя и укрепили его образ пророссийского политика, но сузили имеющееся у пророссийских сил электоральное поле для манёвра. Отчасти это способствовало снижению популярности Игоря Додона, на которое указывают некоторые соцопросы – с 41% в марте 2017 года до 26% – в октябре 2017 года (IRI, октябрь 2017 г.).

Вышеописанные причины вынуждают Игоря Додона, по крайней мере, на данный момент, делать более конструктивные заявления в адрес ЕС. Так, на встрече с Комиссаром по торговле Сесилией Мальмстрём (7 ноября 2017 года) он деликатно признал ряд преимуществ Соглашения об ассоциации с ЕС, в частности, касающихся экспорта в ЕС. Более того, считающийся пророссийским президент дал позитивную оценку возможному росту экспорта продуктов с добавленной стоимостью (товаров и услуг) на европейский рынок (Presedinte.md, 7 ноября 2017 г.). Такие предложения противоречат инициативам Додона по интеграции Молдовы в Евразийский экономический союз, несовместимый с сохранением торговых преференций, сопутствующих либерализованной торговле с ЕС (механизм против обхода или тарифные квоты). В то же время, президент Додон хочет вернуться к режиму автономных торговых преференций (ATP). Этот режим, запущенный в 2008 году, действовал до вступления в силу Соглашения об ассоциации. Он частично или полностью отменял тарифы на импорт для примерно 20 групп (сельскохозяйственных) продуктов, многие из которых так никогда и не достигли рынка ЕС из-за невыполнения санитарных и фитосанитарных условий (свежее мясо, молочные продукты и т. д.). Таким образом, вопреки собственным предложениям о расширении товарных групп с добавленной стоимостью, поставляемых в ЕС и конкурентоспособных на европейском рынке, благодаря либерализации торговли с ЕС, президент Додон стремится отказаться от УВЗСТ. Вместо того, чтобы сформулировать чёткую позицию в отношении ЕС и УВЗСТ, социалисты и президент Додон по-прежнему ведут себя уклончиво, вызывая подозрения и порождая неопределённость в отношении устойчивости европейского вектора после выборов 2018 года.

Торговля с ЕС стабильна, и статистика это подтверждает

Статистические данные свидетельствуют о тенденции роста в торговых отношениях между Молдовой и ЕС, чего не может игнорировать даже президент Додон. Так, из опубликованной Министерством экономики информации следует, что поставки на европейский рынок могут превысить 65% от общёго объёма экспорта к концу 2017 года. Структура экспорта в ЕС разнообразна: 63% (около 583 миллионов долларов США) составляет экспорт продукции с промышленной компонентой, а 36% (приблизительно 332 миллиона долларов США) – это экспорт сельскохозяйственной продукции. Из общего количества экспортирующих компаний, около 60% (1360) заинтересованы в продаже товаров на европейском рынке. Это говорит о привлекательности и предсказуемости европейского рынка, а также об экспортных возможностях страны. В то же время эти данные свидетельствуют о постепенной интеграции молдавских продуктов в цепи поставок европейских стран, особенно Румынии, Германии и Италии, которые являются основными направлениями экспорта.

Увеличение экспорта сельскохозяйственной продукции послужило аргументом для того, чтобы попросить ЕС пересмотреть его тарифные квоты (для винограда), а также пересмотреть объёмы продукции, предусмотренные механизмом против обхода (пшеница, обработанные зерновые). Аналогичный запрос поступил от президента Игоря Додона, хотя ранее он настойчиво внушал идею о том, что молдавская сельскохозяйственная продукция с трудом проникает на рынок ЕС. Позитивная динамика, связанная с освоением квот, скорее обусловлена благоприятными климатическими условиями, нежели чем структурными улучшениями в аграрном секторе. Помимо этого, ограничения в сфере качества и безопасности продуктов питания препятствуют расширению группы продуктов животноводства, экспортируемых в ЕС (за исключением мёда и икры). Наличие этих ограничений обсуждается ещё с 2014 года, но прогресс в этой области недостаточен. Запаздывает принятие Стратегии безопасности пищевых продуктов на 2017–2022 годы, а первый закон об общих требованиях к гигиене продуктов питания на протяжении всей пищевой цепи лишь сейчас был предложен для рассмотрения в парламенте.

Левый берег также пользуется либерализованным режимом торговли с Евросоюзом. Около 56% экспорта приднестровского региона поступает в ЕС, при этом не зафиксировано снижения объёмов в пользу торговли с Россией. Расширение УВЗСТ на всю территорию страны привело к отмене автономных торговых преференций для приднестровского региона с 2016 года. Чтобы получить доступ на рынок ЕС, тираспольская администрация договорилась с Кишинёвом о том, чтобы осуществить ряд технических мер (отмена тарифов на европейский импорт, применение технических регламентов и т. д.). Если сделанная Евросоюзом оценка покажет, что Тирасполь не выполняет свои обязательства, то присутствует угроза того, что ЕС введёт тарифы на экспорт из региона (NewsMaker, 7 ноября 2017 г.). Тем не менее, Брюссель должен будет найти баланс между применением принципа взаимности в отношении экспорта из региона (при негативном варианте это приведёт к тому, что тарифы будут введены вновь) и той позитивной ролью, которую Брюссель обязался играть в рамках процесса урегулирования приднестровского конфликта.

Опросы свидетельствуют о возрождении проевропейских симпатий

Хотя старые проевропейские силы дискредитированы или находятся в состоянии коллапса, а новые ещё не вступили во владение властными рычагами, согласно некоторым опросам, проевропейские симпатии возвращают себе прежние позиции. Одновременно с ростом проевропейских настроений наблюдается и снижение поддержки Евразийского союза.

Симпатии к геополитическим векторам и электоральные предпочтения в отношении политических сил

 

Октябрь 2017

Март 2017

Октябрь 2016

За ЕС

49%

42%

40%

За Евразийский союз

38%

43%

43%

Партии, называющие себя проевропейскими:

1. Партия действия и солидарности

2. Платформа DA

3. Демократическая партия

4. Европейская народная партия

5. Либеральная партия

 

 

 

1. 21%

 

2. 4 %

3. 8%

 

4. 2%

 

5. 1%

 

Всего: 36%

 

 

 

1. 27%

 

2. 5 %

3. 4%

 

4. 1%

 

 

 

Всего: 37%

 

 

 

1. 12%

 

2. 12 %

3. 11%

 

4. 3%

 

5. 1%

 

Всего: 39%

Партии, называющие себя пророссийскими:

1. Партия социалистов

2. Наша партия

 

 

 

1. 30%

 

2. 2 %

 

Всего: 32%

 

 

 

1. 33%

 

2. 6 %

 

Всего: 39%

 

 

 

1. 26%

 

2. 8 %

 

Всего: 34%

Источник: IRI.org
 

Результаты опросов за период с октября 2016 года по октябрь 2017 года указывают на устойчивый рост проевропейских настроений. В то же время, данная тенденция не соответствует поддержке, выражаемой респондентами тем политформированиям, которые позиционируют себя в качестве проевропейских. Наибольшее несоответствие наблюдается в октябре 2017 года, когда 13% респондентов отделяют свою проевропейскую позицию от электоральных симпатий к партиям, ассоциируемым с ЕС. С одной стороны, этот диссонанс показывает, что многие проевропейские избиратели не находят для себя достойных политформирований с проевропейским уклоном. С другой же стороны, это доказывает, что число граждан с проевропейскими взглядами растёт быстрее, чем авторитет партий, выступающих за сближение с ЕС. Разочарование в партиях, находившихся у власти в 2009–2017 годах, является эффективным пугалом для респондентов, которые ищут не просто новые партии, но силы, способные качественным образом заменить нынешний политический класс. Более того, избиратели Партии коммунистов относятся к нестабильной части электората и колеблются между проевропейским и проевразийским выбором.

Оживлению европейского вектора способствовал целый ряд внутренних и внешних факторов.

Во-первых, предъявляемые Евросоюзом условия превращаются в неприятный рычаг влияния для молдавских властей. Кроме того, в случае Молдовы, впервые в истории отношений ЕС с третьими странами, в обмен на макрофинансовую помощь выдвигаются предварительные условия политического характера. Судьба этой помощи зависит от степени искажения конкуренции на выборах в результате введения смешанной избирательной системы, а также от общего функционирования демократических институтов (верховенства права, средств массовой информации, прав человека) (IPN, 9 октября 2017 г.).

Во-вторых, события внутри Евросоюза порождают положительную волну проевропейских эмоций, в том числе и у соседей ЕС. Так, закрылся ряд острых досье, из-за которых сближение с ЕС ассоциировалось с неблагоприятным и даже опасным процессом. В частности, антиевропейский популизм был остановлен, как минимум, на четыре года по итогам выборов во Франции и Германии, кризис мигрантов и ищущих убежища лиц стал значительно менее острым, а инициированный Великобританией Брексит становится крайне невыгодным и пагубным для британских граждан процессом.

Не в последнюю очередь, вырос объём мер по противодействию российской пропаганде, ретранслируемой и молдавскими пророссийскими силами, применяемых как в Республике Молдова, так и на европейском и даже мировом уровне (с участием Facebook, Twitter). Вследствие этого, лгать о ЕС становится сложнее, а авторитет России беспрестанно разлагается, эту страну безоговорочно ассоциируют с основным источником антизападной и антиевропейской дезинформации.

Вместо заключения...

Пророссийские силы в Молдове руководствуются популистскими соображениями. Чтобы сохранить позиции в опросах и укрепить свой предвыборный потенциал, они, в числе прочего, согласны смягчить свою критику в адрес ЕС. Положительная оценка УВЗСТ, данная президентом Додоном, и его же просьба облегчить доступ на рынок ЕС для продуктов с добавленной стоимостью, лишь подтверждают это. В то же время, те аргументы, которыми они оперируют в связи с отношениями между Молдовой и ЕС, становятся всё более невнятными. Так, имеют место попытки исказить логические аргументы и статистику, которые показывают, что молдавские производители и потребители получают выгоду от Соглашения об ассоциации.

Опросы свидетельствуют о возрождении проевропейских настроений. Параллельно наблюдается расхождение между электоральными предпочтениями респондентов в отношении партий, ассоциируемых с ЕС, и симпатиями общественности к европейскому вектору. Сохранение позитивной тенденции роста поддержки Евросоюза открывает электоральные возможности перед всеми проевропейскими силами. Объективные ограничения, с которыми сталкивается непарламентская оппозиция (ограниченный доступ к средствам массовой информации, ограниченные финансовые ресурсы и т. д.) и низкая легитимность Демократической партии являются основными препятствиями для извлечения максимальной выгоды из проевропейских настроений в обществе.

Наконец, евразийский вектор не исчез с горизонта, а пророссийские силы будут испытывать соблазн использовать его до тех пор, пока они сохраняют тесные связи с Россией и обязательства перед ней. Поэтому любой новый кризис, вызванный нынешними властями в процессе проведения реформ, жёсткая реакция со стороны ЕС и/или неоправданные промахи непарламентской оппозиции могут в любой момент причинить вред всё ещё хрупкому процессу возрождения проевропейских настроений.

 
Дионис Ченуша

 


IPN публикует в рубрике Op-Ed материалы авторов извне редакции. Высказанные ими мнения не обязательно совпадают с мнениями редакции. 

You use the ADS Blocker component.
IPN is maintained from advertising.
Support the Free Press! Some features may be blocked, please disable the ADS Blocker component.
Thanks for understanding!
IPN Team.